Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Воскресенье, 19.05.2024, 09:07
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » И ещё одно интервью с Евгением Ямбургом
    14:35
    И ещё одно интервью с Евгением Ямбургом

    Как вам видится сегодняшняя ситуация в  российской школе?

    У нас не реформа образования, а реформа экономики образования. И она оборачивается «сумерками образования», как я назвал одну из своих статей. Еще не ночь, но явные сумерки. Ситуация фарисейская. С одной стороны, государство говорит: «Образование должно быть бесплатным». Но тут же говорит школам: «Не сидите на шее у государства». Учителя превращают из наставника в продавца услуг. Нам оставили четыре часа бесплатной кружковой работы для средних классов и шесть для старших. При этом ссылаются на Онищенко — дети, дескать, устают. Сокращают в первую очередь столь нужных психологов и дефектологов — не математика же сокращать!

    Другая беда: принципы корпоративного управления переносятся на такую тонкую материю, как образование. Укрупнение, когда пытаются создавать образовательные холдинги. Я задолго до подобных новаций создал образовательной центр, в котором есть много чего, начиная с детского сада. Но по собственной воле, по любви.

    Но ведь учителя могут создавать ассоциации, независимые профсоюзы — что и  происходит — для отстаивания собственных прав и интересов образовательной системы.

    Я с уважением отношусь к людям, которые выходят на улицы, но это не поможет. Учителя — самая забитая часть нашего гражданского общества. Сейчас любого директора школы можно уволить без объяснения причин. Он и не будет церемониться со своими учителями. А что делать в провинции уволенному учителю? Повторяю, учитель — фигура согбенная и зависимая, как и любой бюджетник. Вот когда выйдут на улицы сегодняшние подростки, которым мы недодали, может, что-нибудь и изменится.

    Есть свидетельства, что в этом году стиль отношений чиновников с научной и образовательной общественностью меняется в  лучшую сторону.

    Если говорить о министре Ливанове, то на этом уровне нас стали по крайней мере выслушивать. Но мне кажется, что «центр управления полетами» все же в президентской администрации. А реальное положение дел в образовании за последний год только ухудшилось. Нужны системные решения.

    Вы рисуете просто апокалиптическую картину. Государство неконструктивно, учителя бессильны. Где выход?

    Я думаю, настоящие учителя, блаженные и чудики, — они и будут спасать. Я сторонник теории малых дел. Сам кручусь как белка в колесе, подобно всем нормальным людям, чтобы спасти то, что можно. С уважением отношусь к различным позициям. Я готов сотрудничать с властью. Как пример могу привести доктора Гааза, врача-гуманиста, жившего в XIX веке. Он не боролся с николаевским режимом, но добивался улучшений в положении арестантов. И успешно. 17 лет потребовалось Гаазу, чтобы отменили прут: тогда каторжников по пять-шесть человек приковывали к металлическому пруту и так гнали по Владимирскому тракту, который теперь почему-то называется шоссе Энтузиастов. Он добился, чтобы прут сменили на облегченные кандалы, обтянутые кожей. Я стараюсь действовать как Гааз.

    В учительской работе есть издержки, заложенные в самой ее природе. В первую очередь рутинность, противоречащая современным представлениям о труде.

    Ничего подобного. Учительство — безумно творческий, интересный труд. Все меняется, в первую очередь дети. Если вы явитесь в класс в виде заезженной пластинки, вас оттуда просто вытолкнут. Другое дело, что российскую школу превращают в место, где дети мешают педагогам и администрации общаться с документами.

    Просмотров: 703 | Добавил: Eliz | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0