|
Поиск |
---|
Вход на сайт |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Друзья сайта |
---|
Краткое содержание пособия: аналитическое комментирование - это методический школьный «вариант авторской концепции информационно-смысловогo анализа текста, опирающегося на исследование информационно-логической и композиционно-значимой структур письменного текста, что развивает идеи совершенствования коммуникативно-речевых умений как социально значимых.
Пособие содержит авторские материалы, полезные при
выполнении задания С2.2: пошаговые алгоритмы, помогающие собрать
материал к сочинению в процессе аналитического комментирования
содержания исходного текста, а также написать творческую работу;
методические приемы, полезные на разных «шагах» предлагаемых алгоритмов;
примерные варианты практического выполнения каждого из предложенных
алгоритмов выполнения задания С2.2, а также упражнения, помогающие
самостоятельно потренироваться в подготовке к написанию сочинения, в
создании этого текста и в оценивании результатов проделанной работы по
системе КИМовских критериев (кроме тех, что ориентируются на орфографию и пунктуацию). Создание текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного тексту.
Не очень короткое вступление рекомендуем прочитать очень внимательно
В нем мы отвечаем на вопросы, которые вас интересуют.
1. Зачем выполнять на экзамене по русскому языку
непривычное задание С2.2 «Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом прочитанного текста»?
Задание С2.2 на ГИА по русскому языку проверяет ваши умения:
- понимать информацию, которая содержится в небольшом
прочитанном вами художественном тексте (этот текст вам предложат на
экзамене);
- оформить результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов), четко выстроенного сочинения-рассуждения.
2. Зачем этими умениями надо владеть?
Человек постоянно находится в процессе общения, обмена информацией.
Главное при этом - понимать эту информацию, т.е. понимать мысли, чувства
друг друга. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе, в частности к
выполнению задания С2.2, дает вам возможность целенаправленно, на
конкретном материале формировать и развивать умения понять чужую мысль и
правильно откликнуться на нее. Выполняя задание С2.2, вы эти важные для
жизни умения приобретаете, работая с художественным текстом. Надо же с
чего-то начинать!
3. Как понимать чужую мысль? Как оформлять свою ответную мысль в сочинении С2.2?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять суть тех оценочных
критериев (показателей), которым ваша работа должна в итоге
соответствовать.
Критерий С2К1 - понимание смысла фрагмента текста.
На экзамене будет предложен художественный текст; герой/герои
которого, участвуя в событиях (они составляют сюжет художественного
текста), к концу текста/сюжета испытывает определенное, неслучайное,
обусловленное цепочкой событий эмоциональное состояние. Оно может быть
названо в тексте прямо (герою грустно, весело и т.д.) или косвенно,
намеком. Тогда вы должны догадаться об этом состоянии, подобрать нужное
слово. Затем надо в тексте найти сюжетные обоснования, объясняющие это
эмоциональное состояние героя/героев - подчеркнуть карандашом нужны
слова, словосочетания, предложения. Эти сюжетные обоснования мы
используем в сочинении в качестве примеров.
Критерий С2К2 - наличие примеров-аргументов.
Сюжетные обоснования, которые вы найдете в тексте, в качестве цитат в
тексте сочинения использовать можно в ограниченном количестве, так как
слова в цитатах не включаются в число требуемых слов (не менее 50).
Кроме того, вашу работу в том случае, если из авторского текста вы
позаимствуете слишком много слов, посчитают несамостоятельной
(списанной). В итоге по данному критерию вы рискуете получить 0 баллов.
Поэтому сюжетные обоснования эмоционального состояния героя, названные в
конечном фрагменте прочитанного вами художественного текста, надо не
только пересказать своими словами, а обобщить, сделать похожими на
apгументы/ доводы.
Это обобщение может быть небольшим, скромным (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он смелый,
отзывчивый), а также может быть более широким (напр., если герой уходит в
ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он умеет
чувствовать боль другого, сопереживать не на словах, а на деле).
Эти обобщения обязательно надо оформить как рабочие записи.
Если вы научитесь выполнять действия, предусмотренные
оценочными критериями С2К1 и С2К2, то и текст прочитанный поймете, и
подготовите материал для написания сочинения.
Далее вы «собираете» воедино (как конструктор, как пазлы) сделанные заготовки воедино по схеме текста-рассуждения:
1. Основная мысль (это эмоциональное состояние героя/героев).
2. Обобщения, объясняющие эти состояния (достаточно двух, но реально их три).
3. Примеры - номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные
объяснения эмоционального состояния героя/героев, (см. предложения 2, 6, 8).
4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
Эту схему надо очень хорошо запомнить.
«Собранный» вами текст должен содержать такие смысловые части:
определенное вами эмоциональное состояние героя/героев в конце текста +
ваши обобщенные аргументы + сюжетные объяснения этого состояния.
По критериям С2К3 и С2К4 будут проверять логичность и речевые качества вашего сочинения.
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К3:
- оно будет тематически цельным, так как вы не подмените тему и основную мысль;
- оно будет связным, так как каждое последующее предложение будет
связано по смыслу (и оформлено грамматически) с предыдущим предложением
на основе цепных связей или с основной мыслью на основе параллельных
связей;
- оно будет логически последовательным в изложении собранного
материала, так как каждая часть текста-рассуждения (схему см. выше)
будет выделена в ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ (основная мысль + l-й аргумент с
примерами + 2-й аргумент с примерами + 3-й аргумент с примерами + вывод =
5 абзацев).
Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К4: оно будет композиционно стройным.
Во-первых, в нем будет сохранена и очевидна для всех схема текста-рассуждения.
Во-вторых, в нем будут представлены три традиционные композиционные
части: вступление (это основная мысль), основная часть (3 абзаца с
аргументами и примерами), заключение (вывод).
Когда вы после работы по подготовке сочинения в соответствии с
оценочными критериями С2К 1 и С2К2 «соберете» текст
сочинения-рассуждения, вы получите его черновой вариант.
Проверьте его по критериям С2КЗ и С2К4, а также на наличие
орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических
ошибок. Внесите нужные исправления.
Затем перепишите на чистовик.
Вы убедились, что при работе с сочинениями С2.2, на основе анализа
прочитанного текста вы приобретаете важные и нужные умения?
Вы убедились, что существует определенный порядок (алгоритм) этой
работы, который упорядочивает ваши усилия и этим облегчает ваш труд?
Важное предуведомление для последующей работы
Материал книжки, которую вы держите в руках, построен так. В ней
даны 4 «пошаговых» алгоритма (4 модели нужных действий), каждый из
которых помогает в освоении приемов создания текста сочинения С2.2.
Попробуйте поработать по всем методикам и выберите ту, которая покажется вам наиболее результативной.
Мы думаем, что вы согласитесь с мыслью о том, что подготовка к
государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе вам по
плечу.
Тексты для самостоятельной работы над сочинением С2.2 (фрагмент)
Последний раздел нашей книжки содержит художественные тексты, по
каждому из которых вы можете писать сочинение на тему, связанную с
анализом прочитанного текста.
Каждый текст сопровождается рекомендациями о том, какая методика предпочтительнее при работе с ним.
Текст: Куст сирени
1. Прочитать текст, подчеркнуть сюжетные объяснения эмоционального состояния героев.
(1)Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.
(2)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Военной
инженерной академии. (3)Сегодня он сдавал профессору последнюю, самую
трудную практическую работу - съемку местности ...
(4)До сих пор все экзамены проходили благополучно, и только жене
Алмазова было известно, каких страшных трудов это стоило, ведь он три
раза проваливался на вступительных экзаменах.
(5)Прошло несколько минут. (6)Потом Верочка осторожно заговорила:
(7)- Коля, как твоя работа? (8)Плохо? (9)Давай вместе обсудим все.
(10)- Все кончено. (11)Теперь я поеду обратно в полк с позором. (12)И все из-за пятна!
(13)- Какое пятно, Коля?
(14)- Обыкновенное пятно, я вчера до трех часов не ложился, нужно
было закончить чертеж. (15)Чертеж получился прекрасный, все говорят.
(16)Ну, вчера я устал, руки дрожали, и посадил пятно. (17)Густое зеленое
пятно. (18)Стал чистить его, оно еще больше стало. (19)Я думал, думал и
решил на том месте нарисовать несколько кустов. (20)Показываю сегодня
профессору чертеж, а он спрашивает: (21)«Откуда у вас здесь, молодой
человек, кусты появились?» (22)Мне нужно было бы правду сказать, а я
говорю: (23)«Здесь действительно кусты растут».
(24)А он возражает: (25)«Я эту местность знаю, кустов там нет».
(26)Мы заспорили. (27)Профессор и предложил: (28)«Если вы так уверенно
говорите, то завтра поедем вместе и посмотрим, есть там кусты или нет».
(29)Муж и жена долго молчали. (30)Вдруг Верочка энергично встала с кpecлa и сказала:
(31)- Нам надо сейчас же ехать! (32)Если там нет кустов, то нужно их посадить немедленно.
(ЗЗ)Они поехали к садовнику.
(34)Сначала садовник отказался продавать и сажать ночью, но когда
Верочка рассказала ему, как у нее возникла мысль посадить кусты,
садовник улыбнулся и согласился.
(35)У садовника были только кусты сирени. (36)Пришлось сажать их.
(37)На следующий день Алмазов вернулся домой радостный и счастливый.
(38)- Хорошо! (39)Прекрасно! - крикнул он жене еще за десять шагов до двери.
(40)Мы подъехали с профессором к кустам, он с удивлением долго
смотрел на сирень, даже листочек сорвал и попробовал. (41)А потом он
извинился передо мной: (42)«Наверное, я начинаю стареть, если я забыл
про эти кустики». (4З)Мне даже неудобно стало».
(44)Алмазов и Верочка были счастливы. (45)Верочка сказала мужу:
(46)- Сирень теперь навсегда станет моим любимым цветком.
По А.И.Куприну 332 словa
2. Сделайте вспомогательные (рабочие) записи по 4 «шагу» алгоритма:
формулировки обобщенных аргументов, объясняющих содержание 44 - 46
предложений.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Напишите черновой вариант сочинения, проверьте по критериям, внесите нужные изменения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Перепишите на чистовик в отдельную тетрадь.
Закончите начатые утверждения.
1. Тема текста – это то, (о чём говорится в тексте)
2. Основная мысль текста – это то, (ради чего создаётся произведение)
3. Суть рассуждения в (объяснении какого-либо утверждения (тезиса)
Продолжите.
Композиция сочинения-рассуждения представлена так:
Вступление.1.
2. Основная часть.
А) Тезис.
Б) Аргументы.
3. Заключение.
Ответить на вопросы:
1. Какие чувства испытали, прослушав фрагмент?
Тоску, сострадание, горечь, боль.
Анализ текста через ряд вопросов.
Цель: анализ текста через ряд вопросов.
1. Кто главный герой текста?( Пожилой человек, старик, как он говорит о себе).
2. Что делает? (Размышляет о детях, о своём отношении к ним).
3. Какова тема текста? ( Отношения между родителями и детьми).
4. Какова основная мысль текста?( А. П. Чехов убеждает читателя в том, что дети должны быть внимательны к родителям, заботиться о них. Трагичность состояния героя обусловлена отсутствием участия со стороны детей).
В2. Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Говорит, приходила, касается, видит, заложи, похвалить, заниматься, водить.
Касается, заложи,
заниматься.
Выписать цифры, на месте которых стоит НН.
Мороже(1)ое, лимо(2)ый, мали(3)овый, обыкнове(4)ых, озлобле(5)ый, бессо(6)ицей, сливоч(7)ый, напряжё(8)о.
2, 4, 5, 6, 8
Соотнеси предложения из текста А. П. Чехова с характеристиками. Например, 1 А, 2 В и т.д.
1. (7) В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую.
2. (4) Она нежно целует меня в висок и руку и говорит.
3. (19) Заложи всё это, тебе нужны деньги…
4. (18) Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья…
5. (9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила…
А) Простое предложение, осложнённое обращением и однородными членами.
Б) Сложносочинённое предложение.
В) Простое предложение, осложнённое однородными членами.
Г) Бессоюзное сложное предложение.
Д) Сложноподчинённое предложение.
1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Д
Редактор
Цель: совершенствовать навыки по культуре речи.
Исправь ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении.
Родители(1-) это самые близкие люди для
каждого человека. Именно взаимоотношения
с родными играет(2 играют) значение (3 роль,
значительную роль).
Последняя цитата из фрагмента текста звучит так: « Подобные мысли о детях отравляют меня. К чему они?» Попробуем разобраться в финале.
Надо задумываться и о родителях(4 ,) которые
выростили (5 вырастили) и воспитали.
Во-первых(6 ,) герой рассказа заостряет внимание на том, что
мало иметь хорошую работу, приличный заработок, достойное место в обществе.
Во-вторых, в мире всё взаимосвязано, особенно когда речь идёт об отношениях с близкими.