Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 10:42
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Сочинение-рассуждение

    Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение по прочитанному тексту (задание С2.2)

    Автор:  Д. И. Архарова

    Краткое содержание пособия: аналитическое комментирование - это методический школьный «вариант авторской концепции информационно-смысловогo анализа текста, опирающегося на исследование информационно-логической и композиционно-значимой структур письменного текста, что развивает идеи совершенствования коммуникативно-речевых умений как социально значимых.

    Пособие содержит авторские материалы, полезные при выполнении задания С2.2: пошаговые алгоритмы, помогающие собрать материал к сочинению в процессе аналитического комментирования содержания исходного текста, а также написать творческую работу; методические приемы, полезные на разных «шагах» предлагаемых алгоритмов; примерные варианты практического выполнения каждого из предложенных алгоритмов выполнения задания С2.2, а также упражнения, помогающие самостоятельно потренироваться в подготовке к написанию сочинения, в создании этого текста и в оценивании результатов проделанной работы по системе КИМовских критериев (кроме тех, что ориентируются на орфографию и пунктуацию). Создание текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного тексту.
    Не очень короткое вступление рекомендуем прочитать очень внимательно
    В нем мы отвечаем на вопросы, которые вас интересуют.
    1. Зачем выполнять на экзамене по русскому языку непривычное задание С2.2 «Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом прочитанного текста»?
    Задание С2.2 на ГИА по русскому языку проверяет ваши умения:
      - понимать информацию, которая содержится в небольшом прочитанном вами художественном тексте (этот текст вам предложат на экзамене);
      - оформить результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов), четко выстроенного сочинения-рассуждения.
     2. Зачем этими умениями надо владеть?
    Человек постоянно находится в процессе общения, обмена информацией. Главное при этом - понимать эту информацию, т.е. понимать мысли, чувства друг друга. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе, в частности к выполнению задания С2.2, дает вам возможность целенаправленно, на конкретном материале формировать и развивать умения понять чужую мысль и правильно откликнуться на нее. Выполняя задание С2.2, вы эти важные для жизни умения приобретаете, работая с художественным текстом. Надо же с чего-то начинать!
    3. Как понимать чужую мысль? Как оформлять свою ответную мысль в сочинении С2.2?
    Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять суть тех оценочных критериев (показателей), которым ваша работа должна в итоге соответствовать.
    Критерий С2К1 - понимание смысла фрагмента текста.
        На экзамене будет предложен художественный текст; герой/герои которого, участвуя в событиях (они составляют сюжет художественного текста), к концу текста/сюжета испытывает определенное, неслучайное, обусловленное цепочкой событий эмоциональное состояние. Оно может быть названо в тексте прямо (герою грустно, весело и т.д.) или косвенно, намеком. Тогда вы должны догадаться об этом состоянии, подобрать нужное слово. Затем надо в тексте найти сюжетные обоснования, объясняющие это эмоциональное состояние героя/героев - подчеркнуть карандашом нужны слова, словосочетания, предложения. Эти сюжетные обоснования мы используем в сочинении в качестве примеров.
    Критерий С2К2 - наличие примеров-аргументов.
        Сюжетные обоснования, которые вы найдете в тексте, в качестве цитат в тексте сочинения использовать можно в ограниченном количестве, так как слова в цитатах не включаются в число требуемых слов (не менее 50). Кроме того, вашу работу в том случае, если из авторского текста вы позаимствуете слишком много слов, посчитают несамостоятельной (списанной). В итоге по данному критерию вы рискуете получить 0 баллов. Поэтому сюжетные обоснования эмоционального состояния героя, названные в конечном фрагменте прочитанного вами художественного текста, надо не только пересказать своими словами, а обобщить, сделать похожими на apгументы/ доводы.
    Это обобщение может быть небольшим, скромным (напр., если герой уходит в ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он смелый, отзывчивый), а также может быть более широким (напр., если герой уходит в ночную метель, чтобы привезти врача для больного, значит он умеет чувствовать боль другого, сопереживать не на словах, а на деле).
        Эти обобщения обязательно надо оформить как рабочие записи.

    Если вы научитесь выполнять действия, предусмотренные оценочными критериями С2К1 и С2К2, то и текст прочитанный поймете, и подготовите материал для написания сочинения.
    Далее вы «собираете» воедино (как конструктор, как пазлы) сделанные заготовки воедино по схеме текста-рассуждения:
        1. Основная мысль (это эмоциональное состояние героя/героев).
        2. Обобщения, объясняющие эти состояния (достаточно двух, но реально их три).
        3. Примеры - номера тех предложений, в которых вы нашли сюжетные объяснения эмоционального состояния героя/героев, (см. предложения 2, 6, 8).
        4. Вывод, расширяющий содержание основной мысли.
    Эту схему надо очень хорошо запомнить.


      «Собранный» вами текст должен содержать такие смысловые части: определенное вами эмоциональное состояние героя/героев в конце текста + ваши обобщенные аргументы + сюжетные объяснения этого состояния.
    По критериям С2К3 и С2К4 будут проверять логичность и речевые качества вашего сочинения.
    Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К3:
        - оно будет тематически цельным, так как вы не подмените тему и основную мысль;
        - оно будет связным, так как каждое последующее предложение будет связано по смыслу (и оформлено грамматически) с предыдущим предложением на основе цепных связей или с основной мыслью на основе параллельных связей;
        - оно будет логически последовательным в изложении собранного материала, так как каждая часть текста-рассуждения (схему см. выше) будет выделена в ОТДЕЛЬНЫЙ АБЗАЦ (основная мысль + l-й аргумент с примерами + 2-й аргумент с примерами + 3-й аргумент с примерами + вывод = 5 абзацев). 
    Если вы все сделали верно, то ваше сочинение будет отвечать критерию С2К4: оно будет композиционно стройным.
        Во-первых, в нем будет сохранена и очевидна для всех схема текста-рассуждения.
        Во-вторых, в нем будут представлены три традиционные композиционные части: вступление (это основная мысль), основная часть (3 абзаца с аргументами и примерами), заключение (вывод).
        Когда вы после работы по подготовке сочинения в соответствии с оценочными критериями С2К 1 и С2К2 «соберете» текст сочинения-рассуждения, вы получите его черновой вариант.
        Проверьте его по критериям С2КЗ и С2К4, а также на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических ошибок. Внесите нужные исправления.
        Затем перепишите на чистовик.
        Вы убедились, что при работе с сочинениями С2.2, на основе анализа прочитанного текста вы приобретаете важные и нужные умения?
        Вы убедились, что существует определенный порядок (алгоритм) этой работы, который упорядочивает ваши усилия и этим облегчает ваш труд?
    Важное предуведомление для последующей работы
        Материал книжки, которую вы держите в руках, построен так. В ней даны 4 «пошаговых» алгоритма (4 модели нужных действий), каждый из которых помогает в освоении приемов создания текста сочинения С2.2.
        Попробуйте поработать по всем методикам и выберите ту, которая покажется вам наиболее результативной.
        Мы думаем, что вы согласитесь с мыслью о том, что подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе вам по плечу.

    Тексты для самостоятельной работы над сочинением С2.2  (фрагмент)
    Последний раздел нашей книжки содержит художественные тексты, по каждому из которых вы можете писать сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста.
    Каждый текст сопровождается рекомендациями о том, какая методика предпочтительнее при работе с ним.

    Текст: Куст сирени
                           
    1. Прочитать текст, подчеркнуть сюжетные объяснения эмоционального состояния героев.

        (1)Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.
        (2)Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Военной инженерной академии. (3)Сегодня он сдавал профессору последнюю, самую трудную практическую работу - съемку местности ...
        (4)До сих пор все экзамены проходили благополучно, и только жене Алмазова было известно, каких страшных трудов это стоило, ведь он три раза проваливался на вступительных экзаменах.
        (5)Прошло несколько минут. (6)Потом Верочка осторожно заговорила: (7)- Коля, как твоя работа? (8)Плохо? (9)Давай вместе обсудим все.
        (10)- Все кончено. (11)Теперь я поеду обратно в полк с позором. (12)И все из-за пятна!
        (13)- Какое пятно, Коля?
        (14)- Обыкновенное пятно, я вчера до трех часов не ложился, нужно было закончить чертеж. (15)Чертеж получился прекрасный, все говорят. (16)Ну, вчера я устал, руки дрожали, и посадил пятно. (17)Густое зеленое пятно. (18)Стал чистить его, оно еще больше стало. (19)Я думал, думал и решил на том месте нарисовать несколько кустов. (20)Показываю сегодня профессору чертеж, а он спрашивает: (21)«Откуда у вас здесь, молодой человек, кусты появились?»   (22)Мне нужно было бы правду сказать, а я говорю: (23)«Здесь действительно кусты растут».
        (24)А он возражает: (25)«Я эту местность знаю, кустов там нет». (26)Мы заспорили. (27)Профессор и предложил: (28)«Если вы так уверенно говорите, то завтра поедем вместе и посмотрим, есть там кусты или нет».
        (29)Муж и жена долго молчали. (30)Вдруг Верочка энергично встала с кpecлa и сказала:
        (31)- Нам надо сейчас же ехать! (32)Если там нет кустов, то нужно их посадить немедленно.
        (ЗЗ)Они поехали к садовнику.
        (34)Сначала садовник отказался продавать и сажать ночью, но когда Верочка рассказала ему, как у нее возникла мысль посадить кусты, садовник улыбнулся и согласился.
        (35)У садовника были только кусты сирени. (36)Пришлось сажать их.
        (37)На следующий день Алмазов вернулся домой радостный и счастливый.
        (38)- Хорошо! (39)Прекрасно! - крикнул он жене еще за десять шагов до двери.
        (40)Мы подъехали с профессором к кустам, он с удивлением долго смотрел на сирень, даже листочек сорвал и попробовал. (41)А потом он извинился передо мной: (42)«Наверное, я начинаю стареть, если я забыл про эти кустики».   (4З)Мне даже неудобно стало».
        (44)Алмазов и Верочка были счастливы. (45)Верочка сказала мужу:
        (46)- Сирень теперь навсегда станет моим любимым цветком.
    По А.И.Куприну  332 словa

    2. Сделайте вспомогательные (рабочие) записи по 4 «шагу» алгоритма: формулировки обобщенных аргументов, объясняющих содержание 44 - 46 предложений.
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________

    3. Напишите черновой вариант сочинения, проверьте по критериям, внесите нужные изменения.
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________

    4. Перепишите на чистовик в отдельную тетрадь.

    Работа над содержанием сочинения-рассуждения.
    Текст.
    Когда я пью чай, ко мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой и немножко похожа на мою жену в молодости. (4) Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит:
    (5) Здравствуйте, папочка. (6) Ты здоров?

    (7) В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую. (8) Мороженое для неё было мерилом всего прекрасного.(9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: (10) «Ты, папа, сливочный». (11) Один пальчик назывался у неё фисташковым, другой – сливочным, третий – малиновым. (12) Когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя её пальчики, приговаривал:

    (13) Сливочный…фисташковый…лимонный…

    (14) И теперь,    по   старой     памяти, я     целую   пальцы     Лизы   и  бормочу: « фисташковый…сливочный…лимонный…», но выходит у меня совсем не то. (15) Я холоден, как мороженое, и  мне стыдно. (16) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваю своё лицо. (17) С тех пор, как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздём сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: (18) «Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья… (19) Заложи всё это, тебе нужны деньги…»? (20) Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству, стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой?
    (21) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня Бог, - мне не это нужно.

    (22) Кстати, вспоминаю я  и про своего сына, варшавского офицера. (23) Это умный, честный и трезвый человек. (24) Но мне мало этого. (25) Я думаю, если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники. (26) Подобные мысли о детях отравляют меня. (27) К чему они? (28) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей за то, что они не герои, может только узкий или озлобленный человек. (29) Но довольно об этом.          
    (А. П. Чехов)

    Закончите начатые утверждения.

    1. Тема текста – это то, (о чём говорится в тексте)

    2. Основная мысль текста – это то, (ради чего создаётся произведение)

    3. Суть   рассуждения   в (объяснении какого-либо утверждения (тезиса)

    Продолжите.

    Композиция сочинения-рассуждения представлена так:

    Вступление.1.

    2. Основная часть.

      А) Тезис.

      Б) Аргументы.

    3. Заключение.

    Ответить на вопросы:

    1. Какие чувства испытали, прослушав фрагмент?

    Тоску, сострадание, горечь, боль.

    Анализ текста через ряд вопросов.

    Цель: анализ текста через ряд вопросов.

    1. Кто главный герой текста?( Пожилой человек, старик, как он говорит о себе).

    2. Что делает? (Размышляет о  детях, о своём отношении к ним).

    3. Какова тема текста? ( Отношения между родителями и детьми).

    4. Какова основная мысль текста?( А. П. Чехов убеждает читателя в том, что дети должны быть внимательны к родителям, заботиться о них. Трагичность состояния героя обусловлена отсутствием участия со стороны детей).

    В2. Выписать слова с чередующейся безударной гласной в корне.

    Говорит, приходила, касается, видит, заложи, похвалить, заниматься, водить.

    Касается, заложи, заниматься.

    Выписать цифры, на месте которых стоит  НН.

    Мороже(1)ое,  лимо(2)ый,  мали(3)овый,  обыкнове(4)ых,  озлобле(5)ый,  бессо(6)ицей,  сливоч(7)ый,  напряжё(8)о.

    2, 4, 5, 6, 8

    Соотнеси предложения из текста А. П. Чехова с характеристиками. Например, 1 А, 2 В и т.д.

    1. (7) В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую.

    2. (4) Она нежно целует меня в висок и руку и говорит.

    3. (19) Заложи всё это, тебе нужны деньги…

    4. (18) Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья…

    5. (9) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила…

      А) Простое предложение, осложнённое обращением и однородными членами.

      Б) Сложносочинённое предложение.

      В) Простое предложение, осложнённое однородными членами.

      Г) Бессоюзное сложное предложение.

      Д) Сложноподчинённое предложение.

    1Б, 2В, 3Г, 4А, 5Д

     Редактор

    Цель: совершенствовать  навыки по культуре речи.

    Исправь ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении.

    Родители(1-) это самые близкие люди для каждого  человека. Именно взаимоотношения с родными  играет(2 играют) значение (3 роль, значительную роль).

    Последняя цитата из фрагмента текста звучит так: « Подобные мысли о детях отравляют меня. К чему они?» Попробуем разобраться в финале.

    Надо задумываться и о родителях(4 ,)   которые  выростили (5 вырастили) и воспитали.

    Во-первых(6 ,)  герой рассказа заостряет внимание на том, что мало иметь хорошую работу, приличный заработок, достойное место в обществе.

    Во-вторых,   в мире всё взаимосвязано, особенно когда речь идёт об отношениях с близкими.