Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 01:51
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Изложение

     

    Тексты рабочих изложений: http://claw.ru/book4/
    http://repetitor-russ.ru/gia-2014-chast-s1-szhatoe-izlozhenie/
    Материал взят с образовательного блога учителя русского языка и литературы ГОРСТ Ольги Александровны

     

    Памятка "Как писать сжатое изложение"

     
    Прослушайте текст.
    После первого чтения текста выполните следующие шаги:

       1) Определите тему текста (о чём текст?)
       2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
       3) Определите стиль текста и тип речи.
       4) Определите особенности построения текста:
    • в  повествовании - начало события, ход его, кульминация, конец;
    • в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки;
    • в рассуждении - общее положение, аргументы (доказательства), вывод.
        5) Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
     
            Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием. Он нужен вам для фиксирования услышанной информации.
         Важную роль при составлении плана могут играть "ключевые слова", и если вы их выделите правильно, восстановить текст очень просто.

    В качестве примера приведём опорные слова к сказке "Курочка Ряба": дед и баба, Курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое.
    Нет сомнения, что эти слова, несущие на себе содержательную нагрузку, расположенные в определённой последовательности, помогут вам написать текст подробно.

     
         Можно вместо плана выбрать опорный конспект. Такой способ фиксирования информации тоже возможен. Наиболее эффективен тот его вариант, при котором лист делится пополам вертикальной чертой, на одной стороне после (или во время) первого чтения записываются опорные слова, на другой - после (или во время) второго чтения делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения.
         При написании изложения соблюдайте абзацное членение текста.
    Можно ли услышать абзац?
    Да, можно.
    В устной речи абзац обозначается более глубокой паузой по сравнению с паузами между предложениями.

     

    Учимся совмещать разные способы компрессии (сжатия) текста при написании сжатого изложения

     

         При компрессии часто совмещаются разные способы сжатия.
    Например, в следующем отрывке можно использовать и обобщение, и исключение.
    Отрывок из исходного текста:

         Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
         Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы "год ... за годом", "дальше и дальше". В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение:
         Годы проходят, о не стареют книги писателя.


    Учимся овладевать приёмами упрощения при компрессии (сжатии) текста.

     
    Отрывок из исходного текста:
         Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
         Применим приём замены

    фрагмента предложения синонимичным выражением и получим следующий текст:

         Какая сила толкала его менять профессии?
    ИЛИ:
         Что побуждало его часто менять профессии?
     
    Отрывок из исходного текста:
         Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
         Применим приём замены предложения или его части указательным местоимением и получим следующий текст:
         Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это?
    Отрывок из исходного текста:
         Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях?
         Применим приём замены предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, наречием с обобщающим значением и получим следующий текст:
         Что заставляло его заниматься другими профессиями?
    ИЛИ:
         Что заставляло его осваивать так много профессий? 
    Отрывок из исходного текста:
         Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовную артель, ему устроили экзамен...
         Применим приём замены сложноподчинённого предложения простым и получим следующий текст:
         Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен...

    Учимся овладевать приёмами обобщения при компрессии (сжатии) текста.

     
    Отрывок из исходного текста:
         Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
          В этих риторических вопросах содержится
    информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразии, а на тяжесть и подчас опасность. Это и следует отразить в переработанном отрезке текста, используя приём замены однородных членов обобщённым  выражением (т.е. переформулировать мысль своими словами). Таким образом, может получиться одно предложение:
         Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?
     
    Отрывок из исходного текста:
            Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
         В данных предложениях смежные повествуют об одном и том же: о том, как Куприн самоотверженно отдавался каждой из профессий. Автор удивляется, восхищается им. Попробуем преобразовать данный отрывок, используя приём образования сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же
            Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях,  разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
     
    Сокращая текст, помните, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.
    Иначе получится не текст, а набор отдельных предложений.

    Учимся овладевать приёмами исключения при компрессии (сжатии) текста.

    Отрывок из исходного текста.

     
         "Многолик" потому, что были и ещё Куприны: один - землемер, другой - грузчик, третий - рыбак, а ещё - ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре.
    И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице - писателе Куприне.
         В представленном отрывке текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн. Перечень этот довольно объёмен, поэтому можно применить приём исключения некоторых членов предложения. Надо определить, какие из них оставить, а какие убрать. Для этого необходимо перечитать абзац и выявить главное. Главное в нашем случае то, что профессии были самыми разными, зачастую очень опасными. Поэтому можно взять из всего перечня занятий контрастные. Например:
         "Многолик" потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре. 
         Таким образом, мы использовали приём исключения.
     
    Отрывок из исходного текста.
         Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
         Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложения (-й). В данном случае достаточно оставить только первое:
         Почему так часто менял он свои профессии?
     

    Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

     
         Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.
         Сжатое изложение должно передавать содержание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что
    в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.
         Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут вам грамотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к размышлениям о компрессии (сжатии) исходного текста.
         Наиболее распространены три способа сжатия:
         1) исключение;
         2) обобщение;
         3) упрощение.
         При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста, а затем исключить:
         а) предложения, содержащие описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно;  
           б) отдельные члены предложения, некоторые однородные члены;
           в)  фрагменты предложения, которые имеют менее существенное значение, содержат второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д);
           г) повторы;
           д) одно или несколько синонимов.
         При обобщении необходимо вычленить единичные факты, затем подобрать языковые средства их обобщённой передачи:
         а) обобщение нескольких однородных мелких(частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. Например, до обобщения: В коробке лежали синие, красные, зелёные мячи. После обобщения: В коробке лежали разноцветные мячи;
           б) образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
         При упрощении необходимо передать содержание более доступно, применяя известные средства выразительности:
         а) разбивка сложного предложения на сокращённые простые;
           б) замена сложноподчинённого предложения простым;
           в) перевод диалога или прямой речи в косвенную;
           г) замена фрагмента текста синонимичным выражением;
           д) формулирование мысли своими словами;
           е) замена предложения или его части указательным местоимением;
           ж) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
         Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемого (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асиметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной: от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

    Не забудьте: вы должны применить 1 или несколько приёмов сжатия на протяжении всего текста.
     
    Будьте внимательны, не увлекайтесь компрессией текста! В готовом сжатом изложении должно быть не менее 70 слов.