Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 05:41
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Русский язык. ГИА. 9 класс

    Онлайн - тесты для 9 класса

    ГИА 2013 по русскому языку

    Использованы материалы учителя русского языка и литературы ГОРСТ О. А.

    А1-А3. Образец работы над заданиями

    1. Прочитайте внимательно текст
         (1)В человеческой жизни много произрастает из детства. (2)И в случае с "Коньком-Горбунком" мы явственно это видим...
    (3)На "большую учёбу" Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. (4)Сибиряк учился прилежно. (5)Сторонился студенческих шалостей и пирушек. (6)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. (7)И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. (8)Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы и зелёные долы, три брата, из которых младшему -дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся.
         (9)И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осетры, сельди, ёрш, караси, дельфины и - главный среди всего - волшебный Конёк-Горбунок. (10)Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.
         (11)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
         (12)Духом своим сказка походила на пушкинского "Салтана", но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. (13)Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.
         (14)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. (15)"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха". 
    (По В.Пескову)
    2.Образец выполнения заданий А1-А3
    А1 Почему В.Песков считает, что сказка - это "сплав стихотворной литературы с фольклором"?
    1)Потому что П.Ершов смещает ударения в словах.
    2)Потому что П.Ершов использует прибаутки, деревенский говор.
    3)Потому что "Конька-Горбунка" изучают литературоведы.
    4)Потому что фольклор может иметь стихотворную форму.


    Комментарий
         Внимательно прочитайте предложенные варианты ответов. Теперь обратимся к тексту и попробуем порассуждать.
    Вариант 1 неверный, потому что смещение ударения в словах не является главной особенностью сказки.
    О том, что вариант 2 правильный, нам подсказывает предложение №12:
    "...сказка походила на пушкинского "Салтана", но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками".
    В варианте 3 говорится о литературоведах, изучающих "Конька-Горбунка", а в тексте они упоминаются как изучающие другие "писанья" Ершова.
    А у нас речь идёт о конкретной сказке.
    В варианте 4 сообщается, что "фольклор может иметь стихотворную форму".
    Да, может, однако вопрос здесь не о фольклоре, а о литературной сказке Ершова, которая была написана с опорой на фольклорные традиции.

    Ответ: 2.

    А2 В каком предложении текста говорится о воздействии сказки на читателя?
    1) 8         2) 9       3) 10        4) 14  


    Комментарии
    В варианте 1 говорится о том, кто "населяет сказку, и о том, что в ней всегда торжествует справедливость.
    В варианте 2  для анализа предлагается предложение, в котором рассказывается о "всякой живности" в сказке.
    Ни о каком воздействии на читателя в этих вариантах не сказано.
    Вариант 3
    - верный, так как в предложении действительно говорится о воздействии сказки на читателя: "она забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться".
    В варианте 4 говорится о других произведениях Ершова, а вопрос адресует нас именно к сказке "Конё-Горбунок".
    Ответ: 3.  

    А3 В каком из высказываний содержится ответ на вопрос "Почему П.Ершов смещает ударения в словах?"
    1) П.Ершов не знал правильного ударения.
    2) Такая постановка ударения была правильной в XIX веке, когда жил П.Ершов.
    3) П.Ершов хотел обратить внимание читателя на возможные ошибки.
    4) Это было необходимо для сохранения ритма и рифмы стиха.

    Комментарий
    Вариант 1 неправильный, потому что, как сказано в тексте, Пётр Ершов был отправлен учиться в университет, да и учился он прилежно.
    Поэтому нет оснований говорить о том, что студент "не знал правильного ударения".
    В варианте 2 предлагается для размышления сообщение о том, что постановка ударения была правильной, но правильной для XIX века.
    Конечно, в русском языке такое явление случается, однако в тексте смещение ударения объяснент иначе: "в угоду ритму и рифме", кроме того, говорится об отношении к этому и современников Ершова: "это никого не смущало".
    В варианте 3 предлагается версия ответа, которая может вызвать улыбку: Ершов своей особенной литературной манерой хотел показать читателю, как говорить нельзя!
    Другими словами, писатель боролся неправильным ударением за чистоту языка.
    Остаётся 4 вариант, в котором мнение о роли неправильного ударения
    в сказке совпадает и с мнением В.Пескова, и нашим мнением.
    Ответ: 4.

    А4-А6.

    Предметом рассмотрения заданий А4 - А6 является лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, лексические средства выразительности.
    Их или необходимо найти в тексте, или определить значение, в котором употреблено какое-либо слово.
    Из предложенных четырёх вариантов нужно выбрать тот, который раскрывает значение слова (выражения) наиболее точно, или определить, каким средством выразительности оно является. Подумайте, почему автор использовал именно это слово или какому слову из предложенных четырёх соответствует какое-либо описание.

         Каждое слово обладает лексическим (смысловым) значением.
    Слова могут употребляться в прямом и переносном смысле. 

    Прямое значение стилистически нейтрально, оно лишено образности.
    Переносное
    значение - образное, стилистически окрашенное.
    Например, переносное значение слова соль в словосочетании соль анекдота - суть. 

         Задания могут быть связаны и с понятиями антонимии и синонимиии. Остановимся на этом подробнее.
        Синонимы - слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические синонимы.
        Кроме того, существуют ещё синонимы стилистические (спать - почивать - дрыхнуть), контекстные (или контекстуальные), т.е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста (Я долго долго восхищался лирическими песнопениями, но с годами эти гимны мне надоели). 
         Антонимы - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения (глубокий - мелкий). Антонимы, как и синонимы, могут быть контекстными (или контекстуальными). Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень.
       
     
    Соединение в речи в одном словосочетании несовместимых, оппозиционных друг другу по смыслу слов называется оксюмороном ("Мёртвые души").

         В задании А6 рассматриваются выразительно-изобразительные языковые средства - эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, фразеологизмы и др.
    Чаще всего они используются в художественной речи.
    Необходимо найти такое языковое средство в одном из четырёх предложений.

    2.Образец выполнения заданий А4-А6

    А4 Какое из слов не относится к разговорному стилю?
    1) живность
    2) простак
    3) прибаутки
    4) пирушка

    Комментарий
    Задание довольно сложное, и выполнить его без словаря затруднительно. Однако те, кто много читает и у кого развито языковое чутьё, может выполнить это задание довольно легко. в словаре Ожегова не содержится помета "разг." только по отношению к слову прибаутки.
    Ответ: 3.
     
    А5 В каком значении употреблено слово лёгкими в предложении 7?
    1)незначительный по весу
    2)достигаемый без большого труда
    3)малозаметный, едва слышный
    4)незатруднительный для восприятия

    Комментарий
    Задание по лексике.
    Мы должны определить лексическое значение слова.
    В этом нам поможет контекст.
    Перечитайте ещё раз предложение 7 и подумайте над вариантами.
    Из всего предложения нужно выбрать интересующее нас словосочетание: стихами лёгкими.
    Найти существительное, которое относится к этому прилагательному, очень важно.
    Именно оно будет характеризоваться прилагательным.
    Поэтому мысленно подставьте существительное стихи ко всем вариантам значений, и вы увидите, какой из них подходит для вашего контекста.
    В первом варианте говорится о качестве предмета, который может иметь физический вес. Стихи такого не имеют, поэтому этот вариант мы исключаем.
    В варианте 2 предлагаемое значение к существительному стихи не подходит, так как в предложении говорится не о труде писателя, а о восприятии читателя, что и отражено в варианте 4. Значение слова лёгкие в варианте 3 отражает звуковую характеристику, а в тексте не говорится о восприятии сказки во время её чтения.
    Ответ: 4.
     
    А6 Укажите предложение, в котором содержится метафора.
    1)Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером.
    2)Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что "Конька-Горбунка" стали переписывать друг у друга.
    3)Духом свои сказка походила на пушкинского "Салтана", но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором - деревенским говором, прибаутками, озорными словечками.
    4)Пётр Ершов и кроме "Конька" кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам.

    Комментарий
    Прежде всего необходимо вспомнить, что такое метафора.
    Метафора - это употребление слова (чаще всего существительного или глагола) в переносном значении на основе какого-либо сходства предметов или явление.
    Такое слово есть в варианте  3: сплав литературы с фольклором.
    В прямом значении слово сплав обозначает вещество, получаемое из нескольких металлов при плавлении.
    Ответ: 3.