|
Поиск |
---|
Вход на сайт |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Друзья сайта |
---|
Гласные в приставках пре- — при-
Словарные диктанты
I. Прибивать, приближаться, прибайкальский, прибежище, прибавлять, прибрежный, прививать, привалиться, привести, привертеть, привязать, привокзальный, притормозить, привлекательный, привязчивый, привыкнуть, пригибаться, придвинуться, приземлиться, придорожный, придираться, приехавший, призадуматься, прижечь, прикладывать, прикатить, приклеить, прикаспийский, прилеплять, приложить, принарядиться, приодеться, приписать, приоткрыть, приподнять, припрыгивать, присоединиться, приютить, пришпилить, притвориться, притихнуть, приумолкнуть, пристроить, притопнуть.
II. Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойно, прекратить, прервать, преграда, препятствие, пресечь, преобразовать, препоручить, преопасный, прескучный, преподаватель, прельстить, преемник, превосходство, знаки препинания, превратить, превозносить.
III. Прибывать в город — пребывать в горах, призреть сироту — презирать врага, придавать значение — предавать идеалы, преклонить голову перед знаменем — приклонить голову к груди матери, претворить мечту в жизнь — притворить дверь, преемник поэта — радиоприемник; привилегии, привольный, приключение, причудливый, примерный, примитивный, приличный, прихоть, принципиальный, приказывать, присущий, присутствовать; президент, преследовать, представлять.
IV. Пристать к берегу, пресытился конфетами, приозерный край, преградить путь, прервать разговор, пристраститься к чтению, приоткрыть завесу тайны, шорох в прибрежных кустах, привязать к дереву, привлекать внимание, беспрерывный шепот волн, не бояться преград, преспокойный человек, город преобразился, преинтересная книга, презрительный взгляд, прескверный день, преодолевать трудности, привстать на цыпочках, преображенный край, превратился в лед, прекратить пререкания со старшими, преогромный желудь, презабавный рисунок, преследовать зверя.
V. Неприступные вершины, привыкнуть к требованиям, прилежный ученик, непримиримый человек, пристрастное отношение, приветливый сосед, причудливый узор, пренебрежительное отношение, присутствовать на лекции, судить беспристрастно.
VI. Придать значение — предаваться воспоминаниям; прибыть на заставу — пребывание на отдыхе; предел мечтаний — придел к дому; приступить к работе — преступать закон; претворить в жизнь — притворить дверь; преклоняться перед кем-то — дерево приклонилось к земле; презирать опасность — призреть сироту.
Предобро приучали прекрасную принцессу придворным привычкам, пытались приобщить: прихорашиваться на приеме, прихворнуть при прислуге, присмиреть перед презабавным принцем, перестать пристально пересматривать презенты, преспокойно принимать пристойного пристава, принципиально презирать превозвышение.
Пристав – должностное лицо, представленное к какому-нибудь делу для надзора.
Пролив Магеллана.
Магеллан из Испании на пяти кораблях отправился на поиски пролива между Южным полюсом и Америкой. Корабли продвигались к югу вдоль берегов Америки. Чем дальше мореплаватели пробирались на юг, тем суровее становилась природа. Густые тропические леса сменились унылой степью. Теперь в подзорные трубы можно было разглядеть только неуклюжих пингвинов да тюленей, которые сливались с серыми утёсами. Свирепые волны, шквальные ветры расщепляют, как спички, мачты кораблей, изматывают моряков. Лютый мороз окончательно преграждает им путь. Лица путешественников задубели, пальцы еле сгибались, а одежда изорвалась в клочья. Дальше двигаться было нельзя. Магеллан выбрал бухту для долгой зимовки.При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.
Примеры предупредительного диктанта. (Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку.5-9 классы).
Не с именами существительным.
1) Ненастье приостановило продвижение отряда. 2) Не ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) Не погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) Непогода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) Не правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена неточность. 8) В его движениях была видна не решительность, а робость. 9) Неприятель штурмовал крепость. 10) Незнакомец не расслышал вопроса.
Написание ь в притяжательных прилагательных
1) Обычная беличья пища — семена хвойных деревьев. 2) Волчий след тянулся вдоль изгороди. 3) Я шел по волчьему следу. 4) Только теперь я мог сосчитать количество волков в их охотничьей стае. 5) Я не раз любовался чудесной грамотой звериных и птичьих следов. 6) Теперь возле нашего домика я не вижу заячьих следов. 7) Тетерев — одна из красивейших охотничьих птиц. 8) В холодные вьюжные зимние ночи мы часто слышали голодный волчий вой. 9) Мы подходили тихонько к волчьему логову. 10) Среди кошачьих и собачьих следов на окраине города на бульварах можно увидеть и лисьи следы. 11) Хорошо помню первую в моей жизни охотничью ночевку. 12) Опытные охотники знают, что в медвежьей охоте прежде всего нужен порядок. 13) Они рассматривали на деревьях беличьи гнезда. 14) Длинной строчкой тянется опрятный лисий след. 15) Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть снегов. 16) У мостика плещется рыбачья лодка. 17) Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.
(По И. Соколову-Микитову)Выборочный диктант.
При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.
Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.
Примеры выборочного диктанта. (Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы).
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Запишите словосочетания в две колонки: 1) с одним н; 2) с двумя н.
Кожаный портфель; бесчисленные стаи; жизненный вопрос; лимонный напиток; жестяная кружка; мысленный взор; тыквенное семя; царственный жест; торфяные болота; мышиный писк; песчаный берег; экранное пособие; туманный день; стеклянный шар; гортанный звук; кочанная капуста; берестяной ковш; глиняная ваза; былинный герой; полотняный фартук; голубиное семейство; истинный факт; утиный выводок; глубинные бомбы; ледяной взгляд; витаминный набор; овчинный тулуп; окраинный район; перочинный нож; машинное масло; ветреный день; витринное стекло; блинная мука; пчелиный улей; львиное семейство; тополиный пух; травяной покров; ржаной хлеб; беспричинный смех; таинственный шорох.
Дефисное и слитно написание сложных прилагательных.
Выписать в два столбика сложные прилагательные, которые пишутся: 1) слитно; 2) через дефис.
Самое первое...
1) Самые старые ножницы (они были
изготовлены в X веке) в северо-восточной Европе были найдены во время
археологических раскопок под Смоленском. 2) Матрешка появилась в России
лишь в конце XIX века. Ее делали вручную, раскрашивая яркими красками:
ярко-красной, ярко-синей, сине-голубой. 3) Многие древнерусские письма и
документы в XI—XV веках процарапывались на березовой коре, от чего произошло их
название — берестяные грамоты. 4) Самая древняя старославянская
рукописная книга была написана около 1000 лет назад, а древнерусская рукописная
книга (Остромирово Евангелие) — в середине XI века. 5) Первая библиотека
на Руси была основана Ярославом Мудрым. Все книги в ней были рукописными.
6) Первый в России литературно-художественный журнал вышел в 1759 году.
7) Первый отечественный календарь был напечатан на старославянском языке.
8) В 1913 году в Харбине состоялся финиш первого кругосветного путешествия
на велосипеде, которое совершил русский спортсмен Панкратов. 9) Первым в
мире пересек высокогорное озеро Севан в 1990 году пловец из Ялты Игорь
Нерсесян. 10) Впервые русские конники приняли участие в международных
соревнованиях по преодолению препятствий в 1902 году в Италии. 11) Первые
лыжные гонки на трехкилометровой дистанции были проведены в Москве в 1895 году.
12) Впервые наши альпинисты покорили самую высокую в мире вершину
(Джомолунгму), совершив при этом восхождение по наиболее сложному на этой горе
юго-западному маршруту (По материалам книги «Самое первое»).
Объяснительный диктант.
Учитель
диктует текст по предложениям,
а учащиеся записывают в
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
Примеры объяснительного диктанта. (Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы).
Глаголы повелительного наклонения
1) Выйдите из дому пораньше! — Если вы выйдете пораньше, мы успеем на поезд. 2) Выскажите свое мнение! — Все, что вы скажете об этом, пригодится позднее. 3) Крикните громче! — Если вы крикнете громче, я вас услышу. 4) Прыгните с трамплина! — Когда вы прыгнете с вышки, почувствуете наслаждение. 5) Выберите эпиграф к сочинению! — Когда его выберете, составьте план. 6) Вынесите из комнаты все лишнее! — Когда вынесете, в доме станет просторнее. 7) Выметите мусор! — Когда выметете, в комнате станет чисто. 8) Проветрите помещение! — Когда проветрите, голова перестанет болеть. 9) Выручите меня и на этот раз! — Если выручите, я буду вам весьма признателен. 10) Дополните ответ товарища! — Когда наполните пузырек, закройте его крышкой.
Правописание гласных в суффиксах глаголов
1) На лесных тропинках проваливался
под ногами снег. 2) В густой еловой чащобе тихо посвистывает рябчик.
3) Тихо потрескивает костер. 4) Алым золотом отсвечивают мачты.
5) Я любовался узором заячьих и лисьих следов. 6) Рассказывают, как
на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица
тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается.
Лисица быстро расправляется с ним. Такое проделывают с ежами и умные собаки. 7) Ежи
забирались передними лапами в собачью чашку и тихонько пофыркивали. 8) Они
не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свертываться в
клубочек. 9) В кустах пересвистывались и перелетали веселые птички.
10) Над кувшинками летали и присаживались легкие стрекозы. 11) Зверек
выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защечные мешки.
12) Один из охотников отправлялся разыскивать стаю. 13) Они
устраивали из еловых густых лап удобные шалаши. 14) Один за другим подсаживались
к нехитрой приманке тетерева. 15) Потрескивают от мороза в лесу стволы
деревьев. 16) Покусывают, мешают спать комары. 17) Я вглядываюсь в
снежную глубину леса. 18) Собаки не решались приблизиться к зверю и дружно
облаивали его со сторонки. (По И. Соколову-Микитову)
Письмо по памяти.
Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное. Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Свободный диктант.
Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово. Время свободного диктанта – до 10 минут.
Творческий диктант. Это – упражнение,
в процессе выполнения которого производятся
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут
Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»
Задание. Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните.
№ 1
– Но раз ты такой лакомка, такой
обж_ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть
к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони
Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2
орешка: 1 из них был чуточку больше другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете
сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять
первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.
№ 2
Я опустился на колени. На полу,
возле капитана, лежал крохотный бумажный круж_к, ч_рный
с одной стороны. Я не сомн_вался, что это и есть
ч_рная метка. Я схватил ее и замет_л, что на другой стороне написано
красивым, ч_тким поч_рком: «Даем тебе срок до 10 вечера». И в это же мгновение
наши стари_ые часы стали бить. Этот внезапный звук заставил нас вздрогнуть. Но
он обрадовал нас, так как пробило только 6.
– Ищи ключ, – сказала мама.
Я обшарил карманы капитана один за другим. 12 мелких монеток, 1 наперсток,
нитки и толстая игла, нож с кривой ручкой, огниво – вот и все, что я наш_л.
№ 3
Два или три молодых человека
Когда мы находились в двухстах ярдах от городских ворот, навстречу нам вышли
император и весь его двор. Высшие сановники решительно воспр_тивились намерению
его величества подняться на мое тело, боясь подвергнуть опас_ности его особу.
№ 4
В один сундук
я сл_жил все с_естные пр_пасы: четыре меш_чка риса, мешок сухарей, три
круга голлан_ского сыру, пять кусков вяленой к_злятины, служившей нам на корабле
главной м_сной пищ_й. Кроме того, я наш_л несколько ящиков вина и до 6 галлонов
рисовой водки, пр_надлежавших нашему капитану.
В каюте я наш_л два хороших охотнич_их руж_я, два пистолета, которые я ул_жил на
плоту вместе с пороховниц_й, меш_чком дроби и двумя старыми, заржавленными шпагами.
Я знал, что на к_рабле было три б_чонка с порохом, но не знал, где они хр_нятся.
Однако после тщательных поисков все три б_чонка нашлись. Один ок_зался
подмоченным, а два были сухи_...
После осмотра острова, возвр_щаясь в свою пещеру, я подстр_лил одну птицу. Я
думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких м_стах. Не успел я
выстр_лить, как над лесом взвились тысячи птиц. Каждая кр_чала на свой лад, но
ни один из этих криков не пох_дил на крики знакомых мне птиц.
Тексты взяты из следующих произведений:
А.Линдгрен. Три повести о малыше и Карлсоне;
Р.Стивенсон. Остров сокровищ;
Д.Свифт. Путешествие Гулливера;
Д.Дефо. Робинзон Крузо.
Контрольный диктант. Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.
Обширные дворы, бескрайние огороды,
необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских
городах небольшие каменные дома тесно лепились друг к другу и создавали
непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой
средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов
на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных
построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о
страшном пожаре 1493 года называлась Пожар.
Первый каменный жилой дом появился в Москве
в середине XV века. (110 слов) (По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю
Русь»)