Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 02:13
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Занятие_24-26

    Занятие 24
    Существительные: категория числа

       Имена существительные изменяются по числам. В современном русском языке различаются два числа: единственное и множественное. Если речь идет об одном предмете, употребляется единственное число, если предметов два или больше – множественное число: стол – столы, окно – окна, книга – книги, конь – кони, ночь – ночи, тетрадь – тетради, дерево – деревья, перо – перья и т. п.
       В единственном числе существительные, как правило, имеют разные окончания (стол, окно, книга), а во множественном числе большая часть существительных оканчивается на – ы, – и и – а, – ья (для среднего рода и некоторых существительных мужского рода). Родовые различия во множественном числе оказываются затушеванными. Так, существительные облака, берега, города, снега, поля, моря, края, деревья, друзья, колосья, сучья, платья относятся либо к мужскому, либо к среднему роду, но во множественном числе они имеют одинаковые окончания. А существительные парты, руки, земли, столы, плакаты, полки, врачи, ножи, гости, гвозди, дни, ночи, тени относятся либо к мужскому роду, либо к женскому. Особенность эта подчеркивает разумное устройство языка, его экономность, поскольку главная задача числа – указать на количество предметов (один предмет или их много), а какого они рода – для нас в данный момент несущественно.
       Тут есть и вторая особенность: не все существительные могут изменяться по числам. Существительные вещественные (молоко, масло, крупа, чай, мед, творог, сметана; шелк, бархат, сатин, шерсть, ситец; медь, марганец, олово, золото, серебро, нефть и др.), собирательные (человечество, юношество, студенчество; хворост, тряпье, сор, листва и др.), отвлеченные (нежность, красота, белизна; молодечество, девичество; терпение, развитие, давление, наследие и др.), собственные (Москва, Петербург, Карпатыг и др.) не изменяются по числам.
       Объясняется это тем, что перечисленные группы слов, особенно вещественные и собирательные существительные, уже в форме единственного числа обозначают множество. Ведь крупа состоит из крупинок, хворост – из хворостинок, сор – из соринок, пух – из пушинок, молодежь – из молодых людей и т. д. Следовательно, по существу своему, по содержанию они обозначают множество, поэтому и не нуждаются во множественном числе.
       Можно, конечно, возразить: разве не говорят крупы, колбасы? Разве это не множественное число? Да, это форма множественного числа (ее показателем является окончание – ы), но она обозначает не количество данного продукта, а разные его сорта. Если говорят: «В магазине большой выбор круп», то хотят подчеркнуть, что есть разные виды крупы (манная, перловая, ячневая, пшенная и др.); «Мастера молочного комбината вырабатывают более 200 различных сыров» – указание на количество сортов сыра.
       Есть в русском языке слова, которые употребляются только во множественном числе (оканчиваются на – ы, – и), но могут обозначать и один предмет, и много предметов. Так, в предложении В шкафу висели рубашки и брюки очевидно, что рубашек несколько, а вот количество брюк неясно (или одни, или несколько), поэтому для полной ясности необходимо указать количество (одни или двое, трое, четверо и т. д.). Вот подобные слова: джинсы, носилки, весы, часы, вилы, ворота, выборы, переговоры, сливки, дрова, каникулы, деньги, обои, белила, кудри и др. Есть у них еще одна интересная особенность – они теряют показатель рода, т. е. если существительные всегда употребляются в форме множественного числа, то признака рода у них никогда не будет.
       Раскинем умом
       На доске – имена существительные. Задание – быстро и аккуратно написать эти слова в два столбца: в один – существительные, употребляющиеся только во множественном числе, в другой – остальные слова, но в форме единственного числа.
       брюки, башмаки, расспросы, вопросы, дверцы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, всходы, дебри, прения, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, плоскогубцы, щипцы, заботы, качели, карусели, котлеты, пельмени, недра, сокровища, сливки
       Существительные, имеющие только форму множественного числа, часто используются в произведениях литературы. Назовите эти произведения.
       а) …Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
       И вмиг ворота на запор…
       Пустился мой хитрец
       В переговоры
       б) Очки не действуют никак…
       в) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.
       г) Кудри черные
       Лежат скобкою;
       Что работаю —
       Все мне спорится!
       а) И. А. Крылов. «Волк на псарне».
       б) И. А. Крылов. «Мартышка и очки».
       в) И. С. Тургенев. «Муму».
       г) А. В. Кольцов. «Косарь».
       Ведущий (учитель) зачитывает определения, участники кружка записывают существительные, употребляемые только во множественном числе.
       1) 24 часа.
       2) Широкий вход или проезд, запираемый створами.
       3) Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания.
       4) Празднование по случаю дня рождения.
       5) Кандалы, цепи.
       6) Инструмент для резания ткани, бумаги.
       7) Земные глубины.
       8) Пищевые продукты в герметически закрытых банках.
       9) Обсуждение какого-либо вопроса на собрании.
       10) Перерыв занятий в учебных заведениях.
       11) Усердное и деятельное занятие чем-либо, заботы.
       12) Сооружение, на котором качаются для забавы.
       13) Боевое снаряжение воина в старину (щит, панцирь, шлем).
       14) Грибки, вызывающие брожение.
       1) сутки
       2) ворота
       3) пяльцы
       4) именины
       5) оковы
       6) ножницы
       7) недра
       8) консервы
       9) прения
       10) каникулы
       11) хлопоты
       12) качели
       13) доспехи
       14) дрожжи
       Задание на дом. Найдите в предложении существительные и определите их грамматические значения.
       Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

    Занятие 25
    Существительные: категория падежа

       Употребляя слово в начальной форме, то есть в именительном падеже, мы только называем предмет, лицо, событие, явление природы. Но ведь между людьми, предметами, явлениями природы, животным и растительным миром существуют сложные и разнообразные связи и отношения: пространственные, временные, условные, причинно-следственные, целевые и др. Посмотрите на предметы, окружающие вас в классе: стены, парты, доска, стол, дверь, учебники, тетради. Мы только называем их, но ничего не сообщаем о каких-либо отношениях. И лишь с помощью различных падежных форм, связывающих слова друг с другом, мы устанавливаем их взаимосвязь: В классе стоят партыг. На партах лежат учебники. За партами сидят ученики. Лексический материал подан уже организованно. Эту организацию нам успешно удалось осуществить благодаря грамматике, устанавливающей правила связи слов друг с другом, а конкретно эти связи выражаются при помощи изменения слов по падежам.
       Итак, отношения между словами оформляются путем постановки каждого слова в определенной форме, путем придания каждому слову соответствующего окончания. Образуется речевая цепь. Каждое существительное, выступая в этой речевой цепи в качестве звена, обязательно принимает форму того или иного падежа. Следовательно, падежи, устанавливая связь одних слов с другими, отражают тем самым существующие в реальном мире связи и отношения.
       Грамматический термин «падеж» является переводом латинского слова casus («падение») на русский язык. Еще древнегреческие ученые заметили, что существительные имеют свою основную, прямую форму и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой. Отсюда известный термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.
       Названия русских падежей, за исключением творительного и предложного, произошли от латинских. Именительный – начальная форма для наименования предметов («имя» предмета). Родительный – буквально «полученный с рождением». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестрыг). Дательный – от слова дать; наиболее типичное его значение – название адресата, то есть имя лица, которому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Название падежу дано по слову вина, которое в древнерусском и старославянском языках имело также значение «причина». Творительный связан с глаголом творить, так как одним из основных у него является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом). Предложный – именно так назван был М. В. Ломоносовым, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами. Все падежи весьма необходимы русской грамматике. Не будь какого-то из них, мы многого не могли бы выразить точно. Только шестипадежная система прекрасно помогает нам передавать самые разнообразные значения.
       Задумывались ли вы над такими формами в нашем языке: килограмм сахара и килограмм сахару? Почему можно сказать буханка хлеба, но нельзя буханка хлебу?
       Дело в том, что некоторые существительные мужского рода в родительном падеже наряду с окончанием – а (-я) имеют и окончание – у (-ю), например: стакан чаю, но посевыг чая; кусок сыгру, но производство сыра; килограмм меду, но сбор меда. Интересно еще и то, что в первых примерах окончание – у (-ю) можно свободно заменить на – а (-я), то есть сказать стакан чая, кусок сыра, килограмм меда – смысл этих сочетаний не изменится. Во вторых примерах никак нельзя окончание – а (-я) заменить на – у (-ю) («посевы чаю» звучит не по-русски). Следовательно, только в каких-то отдельных значениях, с какими-то определенными словами можно употреблять окончание – у (-ю). Верно. Если эти слова обозначают в е щ е с т в о. Таких слов в русском языке много. Они обозначают пищевые продукты (сахар, сыр, жир, рис, квас), материалы (фарфор, глина, гипс, мрамор), виды тканей (сатин, шерсть, шелк, ситец), металлы (железо, серебро, золото, свинец), сельскохозяйственные культуры (картофель, пшеница, горох, овес).
       Окончание – у (-ю) присоединяется к таким существительным, когда нужно указать на часть вещества (обратите внимание на то, что им предшествуют слова, называющие меру, – литр, метр, килограмм, пакет и т. д.).
       Еще одна особенность этого окончания: оно встречается только у существительных мужского рода, но не у существительных среднего рода, которые хотя и изменяются по этому склонению и обозначают вещество, тем не менее окончания – у (-ю) не получают (литр молока, килограмм масла, кусок сала).
       Есть такое правило: если сомневаешься, какое выбрать окончание, то лучше пользоваться окончанием – а (-я), так как оно является основным, а – у (-ю) – вариативным.
       Всего полно!
       На доске – 20 существительных. Нужно написать их со словами, обозначающими различную меру (веса, объема, длины), виды тары, упаковки и т. д. (важно, чтобы эти слова не повторялись). За каждую правильно написанную пару слов засчитывается очко, а за удачный пример из художественной литературы, пословицу или поговорку – дополнительное очко.
       керосин, бензин, уксус, мед, перец, сахар, горох, лук, виноград, сыр, час, квас, суп, песок, хворост, ситец, клей, жир, изюм, рис
       Подскажите, как писать – у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно: многие слабо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: 10 гектар или гектаров? 20 грамм или граммов? Пара чулок или чулков?
       Существительные журнал и газета, относящиеся к мужскому и женскому роду, в именительном падеже множественного числа утрачивают различие окончаний (журналы, газеты), а в родительном падеже множественного числа различие вновь восстанавливается, так как существительные мужского рода получают окончание – ов (-ев) (журналов), а женского – нулевое (газет).
       Существительные мужского и среднего рода, имеющие окончание – а (-я), также в родительном падеже различаются по окончаниям: существительные мужского рода имеют окончание – ов (-ев) (народов, столов, городов), а среднего – нулевое (мест, стекол, государств).
       А вот существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий согласный, в именительном падеже множественного числа имеют одинаковое окончание – и, в родительном – -ей (гвоздей, гостей, кораблей и костей, мыслей, дверей).
       Возникает вопрос: почему же в одних случаях родительный падеж множественного числа указывает на родовые различия, а в других – нет? Есть ли здесь какая-нибудь закономерность? Оказывается, есть. И состоит она в следующем. Родительный падеж реагирует на родовые различия в тех случаях, когда они обозначены в единственном числе.
       Так, портрет и комната в единственном числе имеют четкие различия по роду, в именительном падеже множественного числа эти различия исчезают (портреты, комнаты), но они вновь появляются в родительном падеже множественного числа (портретов, комнат). То же самое происходит и с мужским и средним родом: в единственном числе – голос, берег, село, число; во множественном числе это различие утрачивается (голоса, берега, сёла, числа), а в родительном падеже множественного числа восстанавливается (голосов, но сёл, чисел).
       Эта закономерность, однако, не является абсолютной. Она не срабатывает, например, в тех случаях, когда существительные мужского и среднего рода оканчиваются на – ья. В единственном числе здесь различие по роду проводится последовательно: в мужском роде – колос, стул, брат; в среднем – дерево, перо, полено. В именительном падеже множественного числа оно исчезает: колосья, стулья, братья, деревья, перья, поленья. В родительном падеже множественного числа у слов обоих родов также одно окончание: колосьев, стульев, братьев, перьев, поленьев.
       Приведенный случай может поколебать как бы выявленную тенденцию, однако он не должен огорчать, поскольку закономерность охватывает огромное количество слов, а количество слов, не подпадающих под нее, невелико. Чтобы убедиться в этом, возьмите 10 слов мужского и женского рода (отец, шкаф, учебник, дневник, книга, сторона и т. п.) и поставьте их в нужных формах. То же самое можно проделать со словами мужского и среднего рода, получающими в именительном падеже множественного числа окончание – а (-я) (дом, берег, вечер, вещество, хозяйство, стадо и т. п.).
       Чулочки-носочки
       Ведущий (учитель) произносит слово, ученики называют форму родительного падежа и после обсуждения делают запись в тетради. Если позволяет время, можно оживить упражнение: попросить ребят сочинить как можно больше предложений (даже «самых невероятных»), например, со словами чулки и носки.
       чулки, туфли, ботинки, носки, валенки, платья, сани, граммы, апельсины, облака, ущелья, домишки, окна, рамы, килограммы, двери, рельсы, статьи, помидоры, гектары, хозяева, санатории, семьи, каникулы, яблони, колени, румыны, турки
       Задание на дом. Напишите словосочетания, используя слова из игры «Чулочки-носочки».

    Занятие 26
    Преданность прилагательных

       В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится указание на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.
       Очень важной частью речи является имя существительное, обозначающее все предметы и явления окружающей действительности, называющее свойства, действия, состояния. Но как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Мы говорим комната, и в нашем сознании возникают слова, которыми можно ее охарактеризовать: большая, просторная или, напротив, маленькая, тесная.
       Что бы мы ни делали, где бы ни были, мы стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. Нас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на них, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет: Человек какой? – Добрыш, хороший, злой, чуткий, внимательные, умный и т. д. Погода какая? – Солнечная, холодная, ветреная, морозная, дождливая и т. д. Все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, и называются прилагательными.
       По количеству в русском языке прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов), по частоте употребления – 5-е место (существительное, глагол, местоимение, предлог, прилагательное). Самые частые прилагательные: большой, новыый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, черный, белый, ста-рыш, огромныш, общий, нужныш, красныш, крупныш.
       Когда определяют прилагательное как часть речи, то говорят, что оно обозначает признак предмета. Но что такое признак предмета? Сам предмет обозначается существительным, а признаки – это его отличительные свойства, которые выражаются именами прилагательными. Однако в современном русском языке признак может быть выражен также существительным и глаголом. Например: Белизна
       снега. Снег белеет. Зелень полей. Поля зеленеют. Синева моря. Море синеет. В чем же разница между этими предложениями и сочетаниями белый снег, зеленое поле, синее море, где признак предмета выражен прилагательными? В том, что существительные и глаголы не находятся в обязательной зависимости от определяемых предметов, они могут употребляться самостоятельно. Прилагательные же неотделимы от существительных: как нитка за иголку, прилагательное «держится» за существительное.
       Как только прилагательное «расстанется» с существительным, оно само сразу же превратится в существительное: рабочий день, но рабочий красит стену; военный завод, но военный вышел из машины; постовой милиционер, но постовой следит за порядком и т. п.
       Признак, обозначенный глаголом, – это активный признак, развивающийся, реализующий то, что внутренне присуще предмету, а признак, обозначаемый прилагательным, – пассивный, он как бы накладывается на предмет, он внешний по отношению к нему. Говоря трава зеленеет, мы сообщаем, что она с т ановится зеленой (этот признак меняется во времени); а признак прилагательного (трава зеленая) остается постоянным.
       Верните их обратно
       На доске – субстантивированные прилагательные и причастия. Участники игры должны «вернуть» эти слова в ту часть речи, к которой они принадлежали, подобрав к ним подходящие по смыслу слова, например: выходной – выходной день; молодой управляющий – человек, управляющий машиной.
       дежурный, ученый, столовая, ванная, посевная, уборочная, снотворное, потогонное, болеутоляющее, рабочий, учащийся, военный, часовой
       Прилагательные-эпитеты
       Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное назначение – «озарять предметы», по меткому выражению критика XIX века В. П. Боткина. Такие прилагательные называют эпитетами. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.
       Говоря синее море, огромное море, мы передаем цвет моря и его размер, опираясь на реальный цвет и размер. Но если художник слова пишет мраморное море, сапфирное море, то он дает дополнительную, художественную характеристику моря, основанную на сравнении: море седое, как мрамор, или синее, как сапфир. Такие эпитеты делают описание ярким, оригинальным.
       Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый человек, внимательно вглядывающийся в окружающий мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к ее звукам, замечающий ее запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдет выражение в образных словах.
       Кто больше?
       За установленное время участникам игры предлагается записать побольше прилагательных с суффиксами – чив– и – лив-, обозначающими различные черты человеческого характера и поведения (приветливый, шутливый, догадливый, пытливый, боязливый, завистливый, хвастливый, отзывчивый, вдумчивый, разговорчивый, забывчивый, обидчивый, вспыльчивый и т. д.).
       С каждым прилагательным следует устно составить предложение. Особенно поощряются примеры из художественных произведений, пословицы и т. п., например: Услужливый дурак опаснее врага. (И. А. Крылов.)
       Прилагательные: полные и краткие формы
       В поэме А. С. Пушкина «Полтава» есть прекрасная картина летней украинской ночи:

     
    Тиха украинская ночь.
    Прозрачно небо. Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь
    Не хочет воздух. Чуть трепещут
    Сребристых тополей листы.
    Луна спокойно с высоты
    Над Белой Церковью сияет
    И пышных гетманов сады,
    И старый замок озаряет.
     

       Прилагательные используются в двух формах – полной и краткой. Различие – в окончаниях. В полной форме прилагательные всех трех родов имеют окончания – ый (-ий), – ая (-яя), – ое (-ее): тихий, тихая, тихое; в краткой – нулевое, – а (-я), – о (-е): тих, тиха, тихо. Легко понять процесс образования кратких форм: необходимо от полной формы отбросить окончание и прибавить окончание краткой формы.
       Но не только этим отличаются краткие формы от полных. Они иначе изменяются: полные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие – только по родам и числам, но не склоняются. Поэтому полных форм значительно больше по сравнению с краткими.
       И еще одна особенность есть у кратких прилагательных. Если полные прилагательные в предложении выступают определениями и сказуемыми, то краткие – только сказуемыми. В древности краткие прилагательные изменялись по падежам и имели такие же окончания, как у существительных. Но, перестав быть определениями (эту роль успешно стали выполнять полные прилагательные) и сохранив роль сказуемых, они потеряли способность изменяться по падежам. Однако память о том времени сохраняется в таких выражениях: на босу ногу, средь бела дня, от мала до велика.
       Чем же отличаются краткие и полные прилагательные, когда они употребляются в роли сказуемого? Разные высказывались суждения, но единого мнения нет. Оценивая краткие формы, обычно отмечают их большую определенность, категоричность, книжность. Например, В. Г. Белинский для характеристики языка А. С. Пушкина тоже избирает краткие формы прилагательных, что придает фразам строгость, чеканность и определенный ритм: «Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
       На доске – полные прилагательные с основой на шипящую. Требуется образовать, где это возможно, краткие прилагательные, объяснить эту возможность и составить небольшие предложения.
       Раскинем умом
       рыжий
       пригожий
       верблюжий
       бесстыжий
       медвежий
       чернокожий
       казачий
       могучий
       кипучий
       птичий
       ребячий
       пахучий телячий
       колючий
       горячий
       шипучий
       блестящий
       пропащий
       Ведущий (учитель) записывает на доске прилагательные. Нужно определить, какие из них образуют краткую форму на – енен. В случае затруднения ведущий объясняет, что такую форму образуют только прилагательные с ударным ен (за исключением слова своевременный – своевременен).
       бессмысленный
       бесчувственный
       неизменный
       величественный
       воинственный
       необыкновенный
       естественный
       искусственный
       неприкосновенный
       легкомысленный
       ответственный
       многочисленный
       несомненный
       мужественный
       невежественный
       откровенный
       свойственный
       торжественный
       современный
       своевременный
       Задание на дом. Напишите несколько пословиц или поговорок с краткими прилагательными, например: Кто аккуратен, тот и людям приятен.