Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 09:13
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    В_8

    В 8. Речь. Анализ средств выразительности.

    1. Внимательно прочитать задание: в  части текста необходимо определить средства выразительности или во всем тексте.

    2.  Внимательно читая отрывок текста или весь текст, выделить слова или словосочетания, заинтересовавшие вас своей необычностью.

    3. Проанализировать выделенные слова с точки зрения выразительности средств, вспомнив тропы и фигуры речи.                                                

    Виды тропов:

    1)     метафора – перенос наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов (скрытое сравнение): загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами). Признаки предмета могут преобразовываться в признаки абстрактных понятий: поверхностное суждение, пустые обещания. Метафоры – оригинальные, необычные, эмоциональные.

     2)     Метонимия – троп, основанный на смежности предметов и явлений. Примерами метонимии является употребление слов класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей. Часто в метонимическом значении используются географические наименования: Переговоры между Москвой и Вашингтоном (в значении правительство); Аудитория встретила лектора стоя (в значении люди).

    3) Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком, или, наоборот, название целого предмета на его часть: Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе. Слово флаг (часть) обозначает государство (целое).

    4)Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух объектов или состояний, имеющих общий признак: Её уста, как роза, рдеют. Уста (объект) сравниваются с розой (образ) по признаку «красный цвет».

    5)Эпитет – художественное определение: черная тоска, седая старина, приторная вежливость. Эпитеты ярко характеризуют свойства, качества предмета или явления, обогащают содержание высказывания.

    6) гипербола – приём выразительности речи, который используется с целью создать преувеличенное представление о предмете речи: Я сто раз тебе говорил. На краю земли.

    7) литота - приём выразительности речи, который используется с целью создать преуменьшенное представление о предмете речи: Мужичок с ноготок. Одну секундочку.

    8) Олицетворение – стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Зарницы огневые ведут беседу меж собой…

    9) Перифраза – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом: голубая планета (Земля), город на Неве (Санкт-Петербург)

    10) Аллегория – прием, основанный на замене названий абстрактных понятий названием конкретных предметов; иносказание: в баснях Крылова – хитрость – лиса, трудолюбие – муравей…

    11) Оксюморон – прием, основанный  на соединение несоединимых понятий с целью подчеркнуть противоречивость явления: Убогая роскошь наряда… Природы пышное увяданье… Живой труп…

    12) Ирония – насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Противоположный смысл возникает как подтекст и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор, неодобрение, осуждение: Отколе, умная, бредешь ты, голова? Лисица, встретяся с ослом, его спросила.

    13) Символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, который соотносит разные планы изображаемой действительности на основе их общности, родственности. Символ должен разгадаться, как иероглиф. Сосна Лермонтова, одиноко стоящая на утесе – символ одиночества…

     Фигуры речи

    1.     Семантические (смысловые) фигуры речи:

    1)     Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза обычно выражается антонимами – словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы, сделав их смысловым «фокусом» фразы: Ты богат, я очень беден; / Ты прозаик, я поэт …

    2)     Оксюморон (оксиморон) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: Сей труп живой, ещё вчера … Такие слова, обладая несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» (жизнь – смерть, веселье – скука) соединяются в поэтическом тексте как взаимопроникающие противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (скучающая веселость – показанная веселость).

    3)     Градация – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Различают градацию восходящую и нисходящую: Реки, озера, океаны слёз …

    2.     Синтаксические фигуры речи:

    1)     Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов: Там – солнца луч и в зной оливы сень, / А здесь – и гром, и молния, и слёзы …

    2)     Анафора – единоначатие, повторение начальных частей (слова, словосочетания, предложения), двух или более, относительно самостоятельных отрезков речи: Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем … Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысль текста.

    3)     Эпифора – фигура обратная анафоре: это выразительное повторение слов или выражений в конце текста, подчеркивающее какую-нибудь мысль: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

    4)     Подхват – фигура, заключающаяся в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, - / Глоток воды во время зноя летнего …

    5)     Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще опускается сказуемое: Петр, в мою спальню вещи князя! Эллипсис передает недосказанность, незаконченность мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.

    6)     Инверсия – расположение слов или частей в ином порядке, чем установлено правилами. Для подчеркнутого выражения определенной мысли и усиления образности слова «сдвигаются» с их обычных мест: И день за днем ужасно злить меня вот это стало …

    7)     Умолчание – внезапное прерывание начатой речи в расчете на то, что читатель продолжит её, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Используется для обозначения различного эмоционального волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи: Вы … едете? …

    8)     Асиндетон – бессоюзие. Речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые события и действия быстро. Мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Швед, русский – колет, рубит, режет …

    9)     Полисиндетон – многосоюзие. Речь замедляется, повторяющийся союз выделяет слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук / Растут во мне …

    10) Парцелляция – членение цельного высказывания на интонационно      самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи: Он любил ее. Преданно. Безответно. И безнадежно. Как любят только в старости.

     5. Проведя анализ слов или словосочетаний, сделать выбор, ещё раз обратив внимание на задание (формулировку как оформить ответ).

    Средства художественной выразительности

    Вариант_1.

    1 Выберите правильный ответ:

    1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока  последний раз... (Е. Замятин).

    а) метафора    б) гипербола  в) метонимия

     2) Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларек торговал и для больных тоже — но мои ссыльные копеечки поеживались от цен. (А. Солженицын).

    а)синекдоха    б) олицетворение   в)аллегория

     3)   То стынешь в блеске лунного лака, То стонешь, облитый пеною ран. (В. Маяковский)
    а) аллитерация     б) ассонанс     в ) анафора

     4) В пыли влачусь — ив небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

    а) оксюморон     б) антонимы   в) антитеза

     5) Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

    а)гипербола    б)литота   в) олицетворение

     Вариант_2

     Выберите правильный ответ:

    1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, каза лось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. {Б. Пастернак).

    а) эпитет             б) сравнение               в) метафора

     2) И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К. Батюшков).

    а) метафора        б) олицетворение       в) гипербола*

     3) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А Чехов).

    а) параллелизм    б) градация               в) эпифора

     4) Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомном быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком,
    мог выработать в себе такую великолепную волю. (А. Чехов).

    а) литота   б) метонимия   в) сравнение

     

    5) Порой влюбляется он страстно / В свою нарядную печаль. (М.Ю. Лермонтов)

    а)антитеза    б) оксюморон   в) эпитет

    Вариант_3

    Выберите правильный ответ:

    1) Мы любим все — и жар холодный чисел, / И дар божественных видений. (А. Блок)

    а) антитеза         б) оксюморон       в) градация

     2) Алмаз шлифуется алмазом / Строка диктуется строкой. (С. Поделков)

    а) анафора                    б) сравнение            в) параллелизм

     3)  Дух бродячий! Ты все реже, реже / Расшевеливаешь пламень уст. (С. Есенин)

    а) эпитет    б) риторическое обращение     в) ирония

    4) Там, где несколько аллей стекались в одну, белел большой алебастровый Сталин с каменной усмешкой в усах. (А. Солженицын)

    а) эпитет           б) метонимия                в) метафора

     5) При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез! (Ф.М. Достоевский)

    а) метонимия        б) градация             в) аллегория

     Задание: определите, какие тропы и стилистические фигуры встречаются в данных примерах.

    1.Медицина – чаша со змеёй, мир- голубь.

    2.Задремали звёзды золотые, задрожало зеркало затона.

    3.Будет льдом покрыта река,

    Будут ночью поскрипывать двери,

     Будет грязь во дворе глубока.

    4.Плачет и смеётся песня лиховая.

    5.Вся ты словно в оковы закована.

    6.Так вкруг него непоправимо тихо,
    Что слышно, как растёт трава.

    7.Зеркало залива, закат жизни.

    8.Читать Чехова.  И вы, мундиры голубые…

    9.Тополя тревожно прошуршали,

    Нежные их посетили сны.

    10.Ты песнью без конца растаяла в снегах.

    11.Швед, русский – колет, рубит…

    12. Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят.

    13.Куда ты скачешь, гордый конь,

    И где опустишь  ты копыта?

    14.Я звал тебя, но ты не оглянулась,

    Я слёзы лил, но ты не снизошла.

    15.Да, так любить, как любит наша кровь,

    Никто из вас давно не любит!

    16.А вы, надменные потомки,

    Известной подлостью прославленных отцов…

    17.Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.

    18.С кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

    19.Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

     Ответы:

    1.Аллегория

    2.Аллитерация

    3.Анафора

    4.Антитеза

    5.Ассонанс

    6.Гипербола

    7.Метафора

    8.Метонимия

    9.Олицетворение

    10.Овеществление

    11.Синекдоха

    12.Эпитет

    13.Риторический вопрос

    14.Синтаксический параллелизм

    15.Риторическое восклицание

    16.Риторическое обращение

    17.Инверсия

    18. Оксюморон

    19.Сравнение