Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 06:11
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Занятие_9-11

    Занятие 9
    Строение слога

       Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [е].
       Если учесть, что гласные звуки являются наиболее звучными, то можно считать, что закон открытого слога требовал расположения звуков в слоге п о в озрастающей звучности, то есть слог начинался с наименее звучного и оканчивался наиболее звучным звуком. Следовательно, в соответствии с законом открытого слога, в древнерусском языке слова не могли оканчиваться на согласные звуки, так как в этом случае конечный слог оказался бы закрытым.
       Особый интерес представляют сочетания согласных внутри слова. В пределах одного слога звуки могли находиться рядом только в определенной последовательности: нужно учитывать, что гласные более звучные, чем согласные; среди согласных сонорные [р], [л], [н], [м] звучнее звонких, а звонкие звучнее глухих. Поэтому при сочетании в слоге согласные располагались от менее звучного к более звучному, а затем – к гласному звуку. Например, гра/мо/та, ве/сна, ка/зна и т. п. Из примеров видно, что слоги гра-, -сна, – зна начинаются менее звучными [г], [с], [з], далее идут более звучные сонорные [р], [н] и наконец гласный [а]. Следовательно, закон открытого слога ограничивал в словах возможные сочетания согласных.
       В современном языке этот закон утратил свою силу: как известно, слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась. Если просмотреть даже самый полный словарь русского языка, то можно убедиться, что там нет слов, начинающихся, например, такими сочетаниями звуков, как [нс], [лс], [рш] и др. (то есть сонорный + глухой), тогда как слова с обратными звукосочетаниями [сн], [сл], [шр] (то есть глухой + сонорный) вполне возможны. Эта закономерность появилась очень давно, еще в дописьмен-ный период истории русского языка. В эпоху возникновения письменности она продолжала действовать.
       В праславянскую эпоху закон открытого слога привел к упрощению сочетания [бв], что выразилось прежде всего в выпадении после приставки об– звука [в] в начале корня. В результате выпадения [в] образовались новые корни слов, произошло обогащение словарного состава языка. Например, при помощи приставки об– от существительного воротъ было образовано слово об-воротъ; в результате выпадения [в] появилось оборот, ставшее новым корневым словом. Точно так же от глагола видьти при помощи приставки об-образовался глагол об-видьти > обидеть (первоначально в значении «не желать видеть кого-либо»).
       Древний корень вьт– > вет– выступает в ряде однокоренных слов: завет (завещание), ответ (ответить, отвечать), привет (приветствие), совет (совещание). И от этого же корня при помощи приставки об– было образовано слово об-вьтъ, из которого после выпадения [в] возникло уже нечленимое корневое слово обет (обещание).
       От глагола с конкретным значением вязати при помощи приставки об– было образовано слово об-вязати, которое изменилось в обязать, развившее отвлеченное значение. От этого глагола, в свою очередь, образовалось гнездо слов: обязывать(ся), обязанность, обязательный, обязательство, обязательно.
       Древний корень – вык– участвовал в образовании таких слов, как навык, привыкнуть, привычка, свыкнуться, отвыкнуть, а также слов обыкновенный, обычай, обычный (где произошло упрощение группы согласных [бв]).
       Итак, теперь, получив историческую справку, можно легко предупредить типичную ошибку в написании таких слов, как обязать, обязательность, обязательство, обязательный и т. д. Ведь ясно, что имеющиеся в учебнике правила о написании разделительного твердого знака в словах с приставкой на согласную перед корневыми е, ё, ю, я в данном случае не применимы.
       Таким же древним процессом, как упрощение группы [бв], является выпадение согласных [б], [п], [д], [т], [г], [к] перед глагольным суффиксом – ну-, в результате чего в современном языке обнаруживается чередование этих согласных с нулем звука, например: гибелъ – сгинутъ, загибатъ – загнутъ, капатъ – канутъ и т. п.
       Выпадение взрывных перед суффиксом – ну– в современном русском языке необязательно; сравните: воздвигатъ – воздвигнутъ, дос-тигатъ – достигнутъ, ослабетъ – ослабнутъ, погибатъ – погибнутъ, стукатъ – стукнутъ, топатъ – топнутъ и др. Слова с сохранившимися сочетаниями согласных и с упрощением этих сочетаний разошлись или семантически (например, канутъ и капнутъ), или стилистически (подвинутъ что-либо и подвигнутъ на подвиг).
     
       Задания для любознательных
       Образуйте пары слов, отыскав в памяти соответствующие глаголы с суффиксом – ну-.
       спать
       утопать
       глядеть
       кидать
       увядать
       блестеть
       шептать
       брызгать
       двигать
       дергать
       трогать
       тягать
       впрыскивать
       плескать
       тискать
       трескаться
       – заснуть
       – утонуть
       – глянуть
       – кинуть
       – увянуть
       – блеснуть
       – шепнуть
       – брызнуть
       – двинуть
       – дернуть
       – тронуть
       – тянуть
       – впрыснуть
       – плеснуть
       – тиснуть
       – треснуть
       Запишите новообразования с выпавшим корневым звуком [в] после приставки об-.
       об + вернуть(ся) > обернуть(ся), обертываться, обертка
       об + витать > обитать, обитель (сравните: выражение витать
       в облаках в значении «предаваться бесплодным фантазиям»)
       об + влако > облако (сравните: небо обволакивают тучи)
       об + влад(еть) > обладать
       об + власть > область
       об + влачить(ся) > облачить(ся)
       об + вод > обод
       об +воз > обоз
       об + волочь > оболочка
       об + ворачивать(ся) > оборачивать(ся)
       об + вращение > обращение
       Раскинем умом
       Ответьте на следующие вопросы.
       1. Что находится в середине земли?
       2. Что находится в середине капусты?
       3. Что у зайца сзади, а у цапли спереди?
       4. Что мы произносим в начале урока?
       5. Что мы слышим в начале концерта?
       6. В каком слове сорок гласных?
       7. В каком слове семь йотированных гласных?
       8. За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
       9. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?
       10. Ради какого звука выдающийся русский физик А. С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?
       11. Какие слова жалуются, что у них не хватает до ста?
       12. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
       13. Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов; б) растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) каменную глыбу (утес) в проявление нежности; г) палку в глагол; д) нитку в материю?
       Слово/словосочетание, образованное перестановкой букв в другом слове, – это анаграмма.
       1. Зе[м]ля.
       2. Кап[у]ста.
       3. Зая[ц], [ц]апля.
       4. [у]рок.
       5. [к]онцерт.
       6. Сорок[а].
       7. Семь-я.
       8. За[л]-[п].
       9. За[л].
       10. Ради[о].
       11. Ста-нет, до-ста-нет.
       12. Русский (азбука).
       13: а)насос – сосна;
       б) камыш – мышка;
       в) скала – ласка;
       г) палка – капал;
       д) нитка – ткани.
       Задание на дом. Составьте предложения со словами кануть – капнуть, подвинуть – подвигнуть.

    Занятие 10
    Полногласие

       Целесообразно так организовать работу, чтобы ученики конспектировали материал, записывали примеры. Внимание к словам с полногласием и неполногласием не только будет способствовать успешному проведению словарно-сти-листической работы, но и повысит орфографическую грамотность учеников. Именно поэтому ниже даны довольно полные списки слов с полногласием и неполногласием.
       Поняв, что слова ворона, воробей, корова, поросёнок, соловей, хворостина, укоротить, проволока, наволочка (и др.) содержат полногласные сочетания, ученики легче усвоят их написание. То же относится и к словам с неполногласием типа отвлекать, увлекать, привлекать, сокращать, сокращение, отвращение и т. п., орфографическая трудность которых – в написании безударных гласных.
       Характерной звуковой особенностью русского языка является полногласие, которое проявляется в том, что в исконно русских, по происхождению общеславянских словах (в древности и по настоящее время) выступают сочетания оло (ело), оро, ере между согласными в корнях слов (и в некоторых приставках). Например: голова, город, борода, дерево, береза, передел и т. д.
       Вместе с тем почти каждому русскому слову с полногласием можно найти соответствующее однокоренное слово со старославянским неполногласным сочетанием ла, ра, ре (сравните: глава, град, бразды, древо, предел); словам со звукосочетанием оло (ело) соответствуют слова с неполногласным сочетанием ле (сравните: волочить – увлекать, молоко – млечный (путь); шелом – шлем).
       Следовательно, по происхождению в современном русском языке слова с неполногласными сочетаниями являются старославянскими, однако многие из них прочно вошли в русский язык, главным образом, через церковные книги. Обычно заимствованные из старославянского языка слова с неполногласием носят более отвлеченный, книжный характер, чем соответствующие им слова с полногласием. Сравните: гражданин (страны) и горожанин; верный страж (отчизны) и сторож; влачить (жалкое существование) и волочить (ноги).
       В поэтической речи XIX века были распространены неполногласные формы, носившие отпечаток высокоторжественного стиля и в обычной речи не встречавшиеся. Например, в известных строках поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» старославянские неполногласные формы придают стиху торжественность и патетическую интонацию.

     
    Прошло сто лет, и юный град,
    Полнощных стран краса и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво…
     

       Некоторые неполногласные формы сохранились во фразеологизмах, например: глас вопиющего в пустыне (напрасный призыв к чему-либо); начать за здравие, а кончить за упокой; от младых ногтей (с детства, с юных лет); кипеть млеком и мёдом (иметь изобилие, богатство).
       Проникнув в русский язык из старославянского, слова с неполногласными сочетаниями вступили в контакт с соответствующими русскими словами с полногласием. Результаты взаимодействия русских и старославянских слов оказались различными, причем в одних случаях сохранились оба слова, в других же – одно слово осталось в языке, а другое было утрачено.
       Некоторые неполногласные формы оказались настолько активными, что полностью вытеснили старые русские формы с полногласием. Например, вместо исконно русских веремя, веред, ворог, хоробрый, солодкий, норов, сором в современном языке употребляются старославянские по происхождению время, вред, враг, сладкий, нрав, срам (сравните: сохранившиеся в диалектах веред в значении «болячка» и производное ворожба; пословица «Что ни город, то норов»; термин солод).
       Когда язык сохранял оба слова, происходило их лексическое или стилистическое размежевание: старославянское слово и соответствующее ему русское слово закреплялись в разных значениях или с разными стилистическими оттенками. Так произошло, например, со словами прах и порох, страна и сторона, власть и волость, глас и голос, страж и сторож и др.
       В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.
       1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно. Для этой группы слов характерны:
       а) семантический распад одинаковых по происхождению корней;
       б) разнородное стилистическое употребление.
       2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).
       береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
       болото, болотистый, болотный
       борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
       борозда, бороздить, бороздчатый (сравните: бразды правления)
       борона, боронить, бороновать
       вереск (кустарник), вересковый
       веретено
       волос, волосатый, волосок, волосяной (сравните: устар. власяница – «грубая одежда из волос»)
       воробей, воробьиный, воробушек (воробышек)
       ворон, ворона, вороньё, вороний, воронёный, воронить, вороной
       ворох, ворошить
       голод, голодать, голодный, голодовка
       горох, гороховый, горошек, горошина
       долото, долотный
       дорога, дорожка, бездорожье, дорожный, подорожник
       жёлоб, желобок, желобчатый
       жеребец, жеребёнок, жеребячий
       колода, колодка, колодочный
       колодец, колодезный
       колокол, колокольный, колокольня, колокольчик
       колос, колосистый, колоситься, колосья
       колотить, колотушка
       короб, коробейник, коробить, коробка, коробок
       корова, коровий, коровник
       коростéль (м. р.) (птица)
       мерёжа (рыболовная снасть), мерёжка мерёжа), мерéжка (род вышивки)
       молот, молоток, молотобоец
       молотить, молотый, молотьба
       мороз, морозить, морозный, изморозь, мороженое
       моросить, изморось
       ожерелье, ожерельице
       окорок, окорочный
       папоротник, папоротниковый
       перепел, перепелиный, перепёлка
       переполох, всполошиться, чертополох
       полозья
       полоса, полосатый, полоска, полосовать, полосовой
       полоскать, полоскательница
       полоть, выполоть
       порог, порожек, порожистый, запорожец
       поросёнок, поросячий
       сковорода, сковородник
       соловей, соловьиный, соловеть, осоловеть
       солома, соломенный, соломинка
       сорочка, сорочий
       стеречь, предостеречь, предостережение
       тетерев, тетеревиный
       толочь, толокно
       торопить, оторопеть, оторопь, расторопный, торопыга
       хворост, хворостина
       холостой, холостяк, выхолощенный
       3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.
       благо, блаженство, блажь
       (чаще в сложных словах: благодарить,
       благозвучный, благоразумный, благородный)
       полногласие сохранилось лишь в названии станции Бологое, утерявшем смысловые связи с благо
       влага, влажность, влажный
       полногласие сохранилось лишь в названии города Вологда, не обнаруживающем смысловой связи с влага
       владеть, владыка, власть, властный, обладать, область, Владимир (в уменьшительном образовании Володя сохраняется полногласие)
       время, временный, времянка, современный, современник
       глагол, глагольный, глагольность
       зрачок, призрак, призрачный, прозрачный, невзрачный
       мрамор, мраморный
       пламя, пламенный, воспламенять (сравните: из огня да в полымя – сохраняется видоизмененное древнерусское слово поломя)
       претить, воспретить, запретить, запрещение
       срам, срамить
       храбрый, храбрость, храбриться
       член, членить, членский, вычленение
       чрево, чреватый, чревоугодник
       Задание на дом. Внимательно прочитайте слова в каждой из трех групп, выберите по 5 слов и придумайте с ними предложения.

    Занятие 11
    Умники и умницы

       Материалы, предлагаемые для игрового занятия, могут быть даны ученикам в самых разных вариантах – от индивидуального письменного опроса (в виде олимпиадной работы) до командной викторины (разделение на команды по 3–4 человека).
       1. Почему при склонении существительного посол со значениями «посланный, посланец, высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? Почему в омониме посол(посол огурцов) этого не происходит? Почему в слове сын этого нет? Приведите еще примеры существительных, в которых при склонении «убегают» гласные.
       2. Почему в современном языке немало знаменательных односложных слов, а в древнерусском языке этого не было?
       3. Почему в современном языке в определенных позициях звонкие оглушаются, а когда-то этого не было? Почему мы произносим слово сшить как [шшыт']? Почему в языке существуют непроизносимые согласные?
       Какое единое явление исторической фонетики лежит в основе всех трех приведенных фактов?
       Редуцирование. Орфографическое правило о написании суффиксов – ек и – ик(замочек – замочка, ключик – ключика).
       4. Решите следующие метаграммы.
       а) Хоть и мала я, но взгляни:
       Весь мир в себе я отражаю.
       А к на ц перемени
       Я по болоту зашагаю.
       б) С п я в доме, с в я в поле,
       С м я в море, с г – в футболе,
       С к вбивают, с т взрывают,
       С д долину называют.
       в) С б мучительной бываю,
       С м одежду пожираю,
       С р актёру я нужна,
       С с для повара важна.
       г) Нет никакого тут секрета.
       Совсем загадка несложна:
       Я с у далекая планета,
       А с и я в Азии страна.
       д) Я цвет одинаковый часто имею:
       И с г зеленею, и с к зеленею.
       Но с к вам со мною рискованно быть:
       Могу и до слез довести, и убить.
       Метаграмма – загадка, по условиям которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
       а) капля – цапля
       б) пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол
       в) боль – моль – роль – соль
       г) Уран – Иран
       д) лук – луг
       5. Определите перевертыши. Укажите, какие они – буквенные или звуковые.

     
    а) Я по полену бью, звеня,
    Дровами на зиму снабжаю.
    Когда с конца прочтут меня,
    Я недовольство выражаю.
     

       б) Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – полýчите звуковой перевертыш: из слова лай – название лодки, из слова шёл – неправду.
       в) · ловит мышей – течет по проводам
       • неглубокая пещера – купля-продажа
       • место, где растут овощи – по высокой цене
       • растение или ткань – число
       • отверстие, лаз – большой мешок
       • приказать (попросить), чтобы текла какая-то жидкость – хвойное дерево
       Палиндрóм – слово или фраза, одинаково читающиеся слева направо и справа налево.
       г) Определите слова-палиндромы.
       • указательное местоимение
       • шум от ударов ног при ходьбе, беге
       • небольшая часть вещества, принявшая округлую форму (небольшой ком)
       а) топор – ропот (буквенный перевертыш – анаграмма)
       б) лай – ял, шёл – ложь (звуковые перевертыши)
       в) кот – ток, грот – торг, огород – дорого (буквенные перевертыши); лён – ноль, люк – куль, лей – ель (звуковые перевёртыши)
       г) тот, топот, комок
       6. Различайте е и э.
       Под каждым номером помещены определения двух слов: одно из них начинается на э, другое – на е. Запишите в табличку соответствующие слова, имея в виду, что сумма букв каждой пары слов – 12.
       1) Пища или ее прием. – Короткое сатирическое стихотворение.
       2) Небольшой зверек с ценным мехом. – Механизированное сооружение для хранения зерна.
       3) Непоседа. – Составная часть чего-либо.
       4) Еловый лес. – Художественное произведение.
       5) Самая низкая школьная отметка. – Стекловидная масса, которой покрывают металлические предметы.
       6) Житель Европы. – Вид упражнения в музыке, шахматной игре.
       7) Знаменитая целебная минеральная вода. – Указательное слово.
       8) Цельность, общность, сплоченность. – Ряд помещений в большом доме, расположенных на одной высоте.
       9) Яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами. – Случай из жизни, отдельное событие, происшествие.
       10) Всадник. – Воображаемый круг, делящий земной шар на Северное и Южное полушария.
       11) Слово-союз, обычно обозначающее условие. – Предмет, который демонстрируется на выставке, в музее.
       12) Хвойное дерево. – Коллективная поездка или прогулка с целью ознакомления с чем-либо.
       7. Есть ли твердые согласные звуки в данной скороговорке? Объясните.
       Летели лебеди с лебедятами.
       8. Есть ли мягкие согласные звуки в следующих словах? Объясните.
       машина, шёлк, ложиться, браться, рожь, пустошь, сцена, антенна, скучно
       9. Объясните, почему в данной пословице только 4 мягких согласных звука. Не трудиться, так и хлеба не добиться.
       7. Только согласный [т] в слове лебедятами. Согласный [с] смягчается под влиянием последующего мягкого [л'].
       8. Нет, так как [ш], [ж], [ц] всегда твердые, ться произносится как [цца], в слове антенна буквосочетание те произносится как [тэ], а чн в слове скучно – как [шн].
       9. Потому что ться произносится как [цца], а так и – как [такы].
       Задание на дом.
       1. Установите этимологию терминов фонетика, графика. Подберите к ним родственные слова, составьте с ними словосочетания, использующиеся при изучении русского языка.
       2. Как произносится слово фонетика: [н] – твердый или мягкий?