Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 03:35
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    И.А.Гончаров

    Готовимся к ЕГЭ по литературе.

    И.А.Гончаров

    Письменная работа по творчеству И.А.Гончарова.

    1 вариант.  Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

    Цвет лица у Ильи Ильича не  был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, 
    а безразличный или казался таким, может быть, потому,  что  Обломов как-то обрюзг 
    не  по  летам: от недостатка  ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. 
    Вообще же тело его,  судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких  пухлых рук, 
    мягких  плеч, казалось слишком  изнеженным для мужчины.    
    Движения  его,  когда  он  был   даже  встревожен,  сдерживались  также мягкостью и 
    не лишенною своего рода грации ленью. Если на  лицо  набегала из души туча заботы, 
    взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений,  печали,испуга;  
    но  редко  тревога   эта  застывала  в   форме определенной   идеи,  еще  реже превращалась   
    в   намерение.  Вся  тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.     
    Как  шел  домашний  костюм Обломова к  покойным  чертам  лица  его и  к изнеженному  телу!  
    На  нем  был  халат  из  персидской  материи,  настоящий восточный  халат, без малейшего 
    намека на Европу,  без  кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и 
    Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде,  шли от пальцев 
    к плечу все шире и шире. Хотя  халат этот и утратил  свою  первоначальную свежесть  и местами 
    заменил  свой первобытный, естественный  лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял 
    яркость восточной краски и прочность ткани.
    Халат  имел в глазах  Обломова  тьму неоцененных  достоинств: он мягок, гибок;  тело 
    не  чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.
    Обломов  всегда ходил дома без галстука и без  жилета, потому что любил простор и приволье. 
    Туфли на нем были длинные,  мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели 
    на пол, то непременно попадал в них сразу.     
    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, 
    который хочет спать,  ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: 
    это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда  дома, - 
    он все лежал,  и все постоянно в одной комнате, где мы его  нашли, служившей ему спальней, 
    кабинетом  и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, 
    и то не всякий день, когда человек мел кабинет  его, чего всякий день не делалось. 
    В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.     Комната, где  лежал Илья Ильич, 
    с  первого  взгляда  казалась прекрасно убранною. Там стояло  бюро  красного  дерева,  два дивана,  
    обитые  шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.
    Были там шелковые  занавесы,  ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
    Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом  на все, что  тут было,  
    прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь  бы  
    отделаться от них. Обломов хлопотал,  конечно, только об этом, когда  убирал  свой кабинет. 
    Утонченный  вкус  не удовольствовался  бы этими тяжелыми, неграциозными стульями 
    красного дерева, шаткими этажерками.
    Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. 
    Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.  (И.А.Гончаров "Обломов”)
    

    В1. К какому сословию принадлежит Обломов?

    В2. Как звали слугу Обломова, не считавшего необходимым следить за порядком в кабинете?

    В3. Как в литературоведении называют описание внешности героя?

    В4. Какое средство художественной выразительности Гончаров использует при описании халата Обломова («он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»)?

    В5. Укажите термин, которым в литературоведении называют элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя.

    В6. Какое средство изобразительности использует автор при описании стульев в кабинете Обломова («тяжёлые, неграциозные»)?

    В7. При описании внешности и кабинета Обломова И.А.Гончаров обращает внимание на значащие подробности. Как в литературоведении называются такие подробности?

    Задание. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Выполняя задание, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием собственного выбора).

    С1. В какой композиционной части романа для характеристики общественной среды, сформировавшей характеры нескольких поколений обломовцев, даётся развёрнутая характеристика «барского широкого покойного быта в глуши деревни»?

    Письменная работа по творчеству И.А.Гончарова. 2 вариант.

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

    Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

    Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

    Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

    Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

    Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

    Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща - все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

    Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

    Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. <…>

    Дождь ли пойдет – какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека; а только перестанет – солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.

    Радостно приветствует дождь крестьянин: "Дождичек вымочит, солнышко высушит!" – говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи и спину.

    Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

    Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.

    И.А.Гончаров "Обломов”

    B1.  К какому жанру принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочли?

    B2.  Из всех глав произведения (в тексте они пронумерованы) название имеет лишь та, из которой взят приведенный фрагмент. Запишите название этой главы.

    B3.  Как называется изображение природы в литературном произведении?

    B4.  Как называется литературное направление, к которому относят творчество Гончарова?

    B5. Как называется перенесение черт живого существа, человека на неживые предметы и явления (небо жмется к земле, чтобы “обнять ее покрепче, с любовью”; “солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля”; “вся страна опять улыбается счастьем в ответ”)?

    B6. Дождь “запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека”; небо распростерлось над головой, “как родительская надежная кровля”; река “присмиреет, будто задумавшись”; солнце, уходя с неба, “как будто оборачивается назад”. Какой общий прием применен в этих примерах (отвечая, обратите внимание на союзы)?

    B7.  Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (веселые, улыбающиеся пейзажи; благотворный дождь)?

    Задание. Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы. Выполняя задание, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием собственного выбора).

    C1. Как описание “благословенного уголка”, в котором прошло детство героя, помогает нам понять характер этого героя?