Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 05:04
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Причастие

    Домашняя контрольная работа.

    Выполните задания к тексту:
    1. Подчеркните все местоимения.
    2. Составьте словарный диктант из 15-20 слов: "Орфограммы в причастии"

     Текст.
    (1)Тайна возникновения начального чувства, побуждающая писателя к творчеству, очень трудно уловима. (2)Это чувство приходило ко мне и в поле, и на улице, и в море, и дома, в соответствии с тем или иным освещением или встреченным человеческим лицом, иногда за чтением. (3)Но как? (4)Какое-нибудь отдельное слово, часто самое обыкновенное, какое-нибудь имя пробуждает чувство, из которого и рождается воля к писанию. (5)И тут как-то сразу услышишь тот призывный звук, из которого и рождается все произведение. (И.Бунин)


    ТЕОРИЯ.

    Дополните предложения.
    • Причастие получило постоянные признаки от …
    • Причастие получило непостоянные признаки от …
    • Причастия не могут стоять в форме … времени.
    • Причастия могут быть в предложении … и …
    • Причастие с зависимыми словами называется…
    • От возвратных глаголов нельзя образовать … причастий… времени.
    • Выбор гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени зависит от …
    • Возвратность – признак … причастий.
    • Перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени в безударном положении пишется …
    • Формообразующие суффиксы причастий … в основу слова.
    • От глаголов … вида невозможно образовать действительные причастия настоящего времени.
    Контрольная работа № 1.

    1. Спишите текст. Расставьте пропущенные орфограммы. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

    В отличие от журавлей живущ_х на глухих не_доступных болотах цапли обычно гн_здятся у берегов рек. Широкие сплете__ые из толстых прутьев гнезда цапли устра_вали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветре_ую погоду из гнезда выпал оперившийся но еще не_умевший летать пт_нец.

    2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.

    Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.

    3. Вставить пропущенные знаки препинания, выделить причастный оборот.

    Листья блистающие золотом.
    Возле полянок усеянных брусникой.
    Пылающие золотом вершины берез.
    Листва опаленная дыханием осени.

    4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

    Гласные, (не) проверяемые ударением. Решение (не) продумано. Еще (не) прочитанная книга. (Не) обозримая равнина. (Не) устрашимый боец.

    5. Н или НН? Объясните свой выбор.

    Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба.

    6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.

    Аппарат, посыла_мый на Луну.

    Изредка прерыва_мый гул.

    Завис_мое слово.

    7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объяснить свой выбор.

    Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.

    8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

    По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.

    Контрольная работа № 2.

    1. Спишите. Расставьте пропущенные орфограммы. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

    Я поймал этого птенца. Рукой я придерживал клюв пойма_ой птицы. Молодую цаплю я устро_л на не_большой застекле_ой веранде где пом_щалась моя собака. Устроен_ая в другом углу цапля казалось ни малейшего внимания не обращала на Фрама.

    2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.

    Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.

    3. Вставить пропущенные знаки препинания.

    Тронутый утренником осенний лист.
    Деревья одетые в нарядный убор.
    Осины трепещущие на ветру.
    Расшитый золотом ковер.

    4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

    (Не) продуманный ответ. (Не) законченное сочинение. Еще (не) обжитый край. Никем (не) нарушаемая тишина. (Не) построенный дом.

    5. Н или НН? Объясните свой выбор.

    Книга прочита(н, нн)а; бесце(н, нн)ая вещь; краше(н, нн)ый маляром пол; почине(н, нн)ый трактор; оловя(н, нн)ый солдатик; комиссия образова(н, нн)а.

    6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.

    Издава:мый струнами звук. Невид:мые глазом частицы. Изуча:мое правило.

    7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор.

    Смеш:нные леса. Законч:ный портрет. Выполн:нное задание. Потер:нный паспорт.

    8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

    Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца.

    Составитель: Милочкина Т.В.

    Контрольная работа № 3

    1. Найдите причастие:

    а) светлеющая полоска; б) светлый день; в) серебристый снег; г) серебряная ложка.

    2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа:

    а) виснущий; б) посмотревшему; в) нависшим; г) звенящую.

    3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа:

    а) сберегаемого; б) замечаемую; в) сохранившем; г) закрутившего.

    4. Выделите причастие:

    а) думая; б) прописанный; в) спиши; г) читая.

    5. Какого морфологического признака нет у причастия:

    а) лицо; б) число; в) возвратность; г) падеж.

    6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола:

    а) время; б) вид; в) наклонение; г) возвратность.

    5. Подчеркните причастие или причастный оборот:

    1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

    2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

    3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

    4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

    5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

    6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

    7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

    8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

    9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

    10. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

    11. От травы скошенной утром шел пряный запах.

    7. В каком ряду все слова являются причастиями?

    а) оскалившийся; проговоривший; удержав; неожиданный;

    б) лечащий; нагретый; перелистав; поевший;

    в) заплакано; ударивший; придержанный; непредвиденный;

    г) летающий; мытый; рассчитавший; побывав;

    8. Укажите словосочетание с ошибкой:

    а) приближающейся бурей; б) в начинающимся состязании; в) к младшей дочери; г) об играющем ребенке.

    9. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

    а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.

    б) Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез.

    10. Какое причастие является действительным?

    а) пилотируемый; б) жужжащий; в) восстановленный;

    11. Какое причастие является страдательным?

    а) купающиеся; б) загоревшие; в) убежденный;

    12. Помогите причастию выполнить королевский указ. Для этого спишите текст, расставьте знаки препинания, вставьте ту информацию, которая была потеряна.

     «Указ его Величества короля Глагола.

    Повелеваю! В причастиях, образованных от глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания … писать суффикс –ущ(-ющ), а в причастиях, образованных от глаголов … спряжения и имеющих в 3-м лице множественного числа окончания… писать суффикс –ащ(-ящ)».

    13. Подберите существительное к данным словам, запишите словосочетания.

    Летучий, летящий; отсталый, отставший; разряженный, разряженный; сидячий, сидящий; совершенный, совершенный; висячий, висящий;

    14. Найдите причастие с зависимым словом:

    а) расшитый ковер; б) захватывающий фильм; в) опаленный дыханием осени; г) несшийся ветер.

    15. Найдите причастие с определяемым словом.

    а) полыхающая печь; б) певший звонко; в) пахнувший нефтью; г) затерявшийся в глуши.

    16. Найдите причастие, в котором пишется буква е.

    а) расст..лающий ковер; б) бл..стевший на солнце; в) соб..рающийся в школу; г) зам..рающий от волнения.

    Контрольная работа № 4

    Внимательно прочитайте текст.

    Дождливое лето.

    Ни тучки нет на небосклоне,
    Но крик петуший – бури весть,
    И в дальнем колокольном звоне
    Как будто слезы неба есть.

    Покрыты слегшими травами
    Не зыблют колоса поля,
    И, пресыщенная дождями,
    Не верит солнышку земля.

     Под кровлей влажной и раскрытой
    Печально праздное житье,
    Серпа с косой, давно отбитой,
    В углу тускнеет лезвие.
    А.А. Фет
    •  Выпишите в три столбика слова: глаголы – в первый столбик; прилагательные – во второй; причастия – в третий. Напишите постоянные и непостоянные признаки выписанных слов.
    • Выделенные слова разберите по составу.
    • Графически обозначьте причастные обороты.
    • Выпишите ключевые слова из текста стихотворения, соответствуют ли они названию произведения.
    • Найдите в тексте средства художественной изобразительности.
    • Объясните значения следующих слов: зыблют, кровля, пресыщения, праздное.
    • Выполните фонетический разбор подчеркнутого слова.

    Контрольная работа № 5 

    Часть А

    1. Какое слово является причастием:
    а) открытый (урок), 
    б) открытая (дверь), в) открыткой, г) открывай.
    2. В каком слове ударение указано верно:
    а) понявший, б) принявший, 
    в) начавший, г) занявший.
    3. Отметьте номера слов, где пишется буква Я:
    а) расстрел…нный, 
    б) застрел…нный, в) сгиба…мый, г) спа…нный.
    4. Отметьте номера слов, где пишется буква И:
    а) независ…мый, 
    б) отча…нный, в) ран…щий, г) ран…вший.
    5. Буква Н пишется в причастии, отглагольном прилагательном
    а) зва…ый, б) лакирова…ый, в) разъярё…ый, г) преступник арестова… .
    6. Отметьте номера слов, где пишется буква Ё:
    а) обожж…нный, 
    б) ноч…вка, в) марганц…вка, г) обж…ра.
    7. НЕ пишется раздельно:
    а) (не)прекращающийся дождь, б) комната 
    (не)освещена, в) (не)исследованный, а дикий край, Г) (не)навидевший ложь.
    8. Отметьте номера слов, где пишется НН:
    а) оштрафова…ый, 
    б) кова…ый, в) услыша…ы, г) некраше…ый.
    9. НЕ пишется слитно со всеми словами в ряду:
    а) (не)подготовленный 
    доклад, его уважали даже (не)други;
    б) (не)скованная льдом река,  враг (не)разбит;
    в) (не)тронутый войной городок;
    г) (не)покрытая снегом земля, (не)счастную мать.

    10. Запятые пропущены в предложении с причастным оборотом
    а) Тяжелый стон вырвавшийся из его груди внезапно   пробудил меня. 

    б) Ему приготовили постель возле маленькой затворённой двери.
    в) Аббат посетивший его неожиданно застал его в постели.
    г) Воткнутые в землю копья торчали возле костра.

    11.На месте пропусков необходимо поставить запятые:
    А) У всех в семье 
    были сложные _ запутанные отношения.
    Б) Раскаленные _ прибрежные камни.
    В) Лес _ тянувшийся вдоль дороги _ постепенно уклонялся вправо.
    Г) Размышлявшая о чем-то _ женщина сидела у окна.


    Часть В

    Прочитайте текст и выполните задания.
    (1)Тайна возникновения начального чувства, побуждающая писателя к творчеству, очень трудно уловима. (2)Это чувство приходило ко мне и в поле, и на улице, и в море, и дома, в соответствии с тем или иным освещением или встреченным человеческим лицом, иногда за чтением. (3)Но как? (4)Какое-нибудь отдельное слово, часто самое обыкновенное, какое-нибудь имя пробуждает чувство, из которого и рождается воля к писанию. (5)И тут как-то сразу услышишь тот призывный звук, из которого и рождается все произведение. (И.Бунин)
    1. Определите тему текста.
    2. Какова основная мысль текста.
    3. Выпишите словосочетания с причастиями.
    4. Укажите номер предложения с причастным оборотом.
    5. В каком предложении есть полное страдательное причастие?
    6. Выпишите краткое причастие.


    Часть С

    Дайте развернутый ответ на вопрос «Что такое вдохновение?», опираясь на текст И.Бунина и включая в ответ причастия.