Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 04:18
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Занятие_18-20

    Занятие 18
    Словообразование: смотри в корень!

       При первом знакомстве с языком главное внимание обращают не столько на звуковой состав слов, сколько на морфемы – минимальные значимые части слов (имеющие значение). К. Г. Паустовский рассказал о весьма примечательном для лингвистов случае: к одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина «Антилопа», сказал: «Я знаю, что означает анти, но не знаю, что такое лопа».
       Человек всегда стремится самостоятельно определить смысл неизвестных слов путем их морфологического членения. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» показано, как дети этого возраста создают новые слова, используя имеющиеся в языке морфемы. Можно привести тысячи примеров детского словотворчества. Четырехлетняя девочка, войдя грязная в дом, жалуется: «Меня ребята об-лужили» (от лужи). Трехлетняя девочка обращается к матери: «Как ты на бумаге набуквила» (то есть написала).
       Мы невольно сравниваем новое слово с известными и выделяем в нем знакомые значимые части. Это происходит потому, что большинство слов в нашем сознании распадается на части (морфемы). Благодаря этому мы быстро запоминаем новые слова, легко усваиваем их значение и написание, например: лунотрясение, ракетоносец, автопоилка, рудоискатели, безразмерные чулки, сигнализировать, грипповать, запрограммировать.
       Новые слова бомбовоз, турбовоз, тепловоз, электровоз, мотовоз, скирдовоз, домовоз нами усвоены, так как в языке уже давно существует их старший «собрат» паровоз. Также безболезненно усвоены слова атомоход, теплоход, электроход, вездеход, газоход, так как в языке уже давно бытует слово пароход. Это можно сказать и о словах вертолет, лунолет, звездолет, снеголет (сравните: самолет). Успешное овладение космосом обогатило наш язык большим количеством новых («космических») слов, созданных по образцу давно существующих («земных») слов: звездолетчик, космодром, ракетодром, прилуниться и др.
       Носителем лексического, вещественного значения слова является корень. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов. Знакомясь с новым словом, мы стараемся найти его корень, чтобы вернее понять значение слова.
       Нет слов без корня! В слове может не быть суффикса, приставки, окончания, но корень всегда есть! Во многих случаях «поиски» корня и не требуются, но это касается случаев, когда слово состоит только из корня и одного суффикса или одной приставки. В словах день, стол, вода, написать, каменный, городской обнаружить корень очень легко. Но в таких широкоупотребительных словах, как преподаватель, справедливость, увлекательный, напряженность и т. п., назвать корень «с ходу» невозможно…
       Определение корня связано с выполнением ряда правил и с соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение. Матрешка состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей. Можно ли из матрешки сразу вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней окажется самая маленькая. Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а та часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.
       Возьмем слово учительница. Изменяя слово по падежам, находим окончание (учительница, учительницы! учительнице и т. п.). Окончание – -а. Затем находим суффикс. Следует помнить, что суффикс можно отделить лишь в том случае, если без него слово существует и не теряет при этом родственных связей. В слове учительница суффикс —ниц-, так как если его «отрезать», останется слово учитель, сохраняющее смысловую связь со словом учительница.
       То, что мы правильно выделили суффикс – ниц-, подтверждают слова преподаватель-ниц-а, писатель-ниц-а, освободитель-ниц-а, имеющие точно такой же суффикс.
       В слове учитель тоже есть суффикс. Сравнивая это слово со словом учить, находим суффикс – тель, который есть также в словах препода-ва-тель, строи-тель, изобрета-тель, исполни-тель, освободи-тель.
       В глаголе учить отделяем окончание – ть, остается учи-; из этой части слова выделим суффикс – и-, поставив глагол в форму 1 лица ед. ч. – учу, где – у – окончание. Оставшаяся часть слова – уч больше не делится, следовательно, это и есть корень – неделимая часть слова, та самая маленькая куколка, которую мы вынули из матрешки.
       Раскинем умом
       1. Разберите по составу следующие слова. приземлиться, обеспечивать, проводница
       2. Решите шарады.
       а) Приставка и суффикс те же, что в слове появление, а корень – как в слове ручка.
       б) Один корень – из слова всемирный, другой – из слова любить, суффикс и окончание – из слова красивый.
       в) Приставка – из слова сотрудник, корень – из слова присущий; один суффикс – из слова электричество, другой – из слова собрание.

     
    г) В списке вы мой обнаружите корень,
    Суффикс – в собрании встретите вскоре,
    В слове рассказ вы приставку найдете,
    В целом – по мне на уроки пойдете.
     

     
    д) Мой корень – родственник сражению,
    Приставка – в слове заявление,
    В наборщике есть суффикс мой,
    А весь – тружусь я под землей.
     

     
    е) Корень извлечь из начинки несложно,
    Приставка в сосуде хранится надежно,
    Суффикс в гудении ясно услышишь,
    Вместе – на темы различные пишешь.
     

       2: а) поручение
       б) миролюбивый
       в) сосуществование
       г) расписание
       д) забойщик
       е) сочинение
       Довольно распространенной является такая ошибка: считать, что слова, имеющие несколько одинаковых звуков, происходят от одного корня (например, дорога и дорогой, подводный и подвода, переноска и переносица, винныш и невинныгй) и не обнаруживать родства слов, действительно происходящих от одного корня (например, оружие и ругань).
       Раскинем умом
       Определите слова с корнем – вод– по их значению.
       1) Бассейн.
       2) Большое скопление воды весной.
       3) Бурный поток воды, падающий с уступа.
       4) Место на реке, где поят скот.
       5) Растение.
       6) Легкий бесцветный газ.
       7) Болезнь.
       8) Промышленное предприятие.
       9) Проволока, по которой передается электроэнергия.
       10) Человек, управляющий машиной
       11) Железнодорожный служащий.
       12) Солдат-артиллерист.
       13) Прощание с отъезжающими.
       1) водоем
       2) половодье
       3) водопад
       4) водопой
       5) водоросль
       6) водород
       7) водянка
       8) завод
       9) провод
       10) водитель
       11) проводник
       12) наводчик
       13) проводы
       Попробуем разобрать более трудные задачи. Перед нами слова жечь, зажечь, зажигать, жгучий, жжение, поджог. Являются ли эти слова однокоренными?
       Надо помнить, что в русском языке могут чередоваться и согласные звуки, и гласные. Поэтому с данными словами происходит следующее. В слове жечь корнем является все слово, в слове зажигать корень жиг-, здесь е чередуется с и, как и в глаголах запереть – запирать, выгчесть – вышитать; а г с ч, как в словах беречь – сберегать, достичь – достигать. В слове жгучий корень жг-, здесь гласный е чередуется с нулем звука, как в жечь – жгу; в слове жжение корень жж– (вот это необычный корень!), здесь чередование гласных (е: нуль звука) и чередование согласных г: ж (берегу – береж-ливыш, достигать – достижение, жгу – жжение); в слове поджог новый вид корня из-за чередования гласных е: о, как и в словах запереть – запирать – запор. Таких корней в русском языке немало.
       Задание на дом.
       1. Можно ли считать однокоренными следующие слова? Постарайтесь найти необходимые объяснения с помощью словарей.
       бас, басня, басить, басенныш, баснословныш, бассейн
       барс, барский, барсовыш, барство, барсук, барствовать,
       барсучонок
       2. Разберитесь с корнями в следующих словах.
       бить, бой, бивень, боец, битва, выбить
       согнуть, гнуть, сгибать, изгиб, гибкий
       двигать, двинуть, движение, движок
       б-: бой; г-: гиб; двиг-: дви-: движ-

    Занятие 19
    Словообразование: служебные морфемы

       Значение слова складывается из значений всех его частей: корня, приставки, суффикса, окончания, но их роли в слове неодинаковы. Содержание корня всегда особое, «свое», не похожее на то, что несут в себе другие корни. Так, значение слов дом, лес, стол, окно, вода различно, и заключено оно в корне.
       Значения приставок и суффиксов – дополнительные, служебные, поэтому одни и те же приставки и суффиксы могут «обслуживать» разные слова. Например, суффикс – ист встречается в большой группе слов, обозначающих лиц мужского пола по их убеждениям, роду занятий, интересам: марксист, журналист, автомобилист, пианист, танкист, футболист, шахматист; приставка без– встречается в большой группе прилагательных и существительных и указывает на отсутствие чего-либо: безводный, безвкусный, безвредный, безграмотный, бездорожье и т. п.
       Суффиксы и приставки многое могут рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род: слова, оканчивающиеся суффиксами – тель, – ик, -ник, – чик, – арь, – изм, – всегда существительные мужского рода; слова, имеющие суффиксы – ость (-есть), – изн-, -от-, – существительные женского рода; слова с суффиксами – н-, -ск-, -чив-, -лив-, -еск- – прилагательные, а с суффиксами – о (-е), – и – наречия.
       Суффиксы и приставки указывают на значение, общее для всех слов, имеющих эти морфемы. Так, суффиксы – ист, – арь, – чик, – щик, – ник указывают на профессию, занимаемую должность: радист, связист, пекарь, вратарь, летчик, переплетчик, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник; слова с суффиксами – ость (-есть), – от-, -изн– обозначают свойство, качество: нежность, свежесть, красота, прямота, белизна, голубизна; слова с суффиксом – ищ– называют место: пожарище, убежище; суффикс – ств– указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство. Суффикс – ит есть в словах, называющих драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит. Существует суффикс ягод – ик-: черника, голубика, земляника; суффикс мяса – ин-: баранина, свинина, осетрина.
       «Говорящими» являются и приставки. Приставка в– указывает на движение внутрь (влететь, войти, вселиться, вбросить), а приставка вы– , наоборот, – на движение изнутри (выбегать, выбрасывать, выйти, выкопать, вылететь, вынести); приставка с- – на движение сверху вниз (сбегать, спрыгнуть, спускаться) и с разных сторон (сбегаться, слетаться, съезжаться, сходиться); приставка на– обозначает направленность действия на что-нибудь (наклеить, нашить, набросить); за– указывает на начало действия (запеть, заплакать, засмеяться); до-, напротив, – на завершение действия, его конец (дочитать, доплыть, доехать) и т. д.
       Знание значений суффиксов и приставок облегчает усвоение слов – как старых, так и вновь появляющихся. Это же можно сказать и об общих элементах сложных слов. Такие элементы, как гидро-, аэро-, авто-, астро-, космо– и т. п., – интернациональны (слова, содержащие их, есть во многих языках мира, в том числе в языках народов России).
       Если первой частью сложного слова является гидро-, то, значит, что-то связано с водой: гидротехника, гидростанция, гидроэнергия, гидроавиация; аэро– с воздухом: аэрофлот, аэроклуб, аэробус; космо- – с космосом: космография, космонавт, космодром, космовидение.
       Элемент авто– имеет несколько значений: указывает на связь с автомобилем (автопромышленность, автогонки, авторалли, автоколонна, автострада); связь с автоматом, автоматическим управлением (автопилот, автосварка, автосцепка); придает значение «самодвижущийся» (автоплуг); обозначает направленность на себя, указывает на что-либо, относящееся к себе (автоирония – ирония по отношению к самому себе, автобиография – своя биография, автопортрет – портрет, выполненный с самого себя).
       В этом последнем значении есть и русский вариант – само-:
       самовоспитание, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбование. Однако далеко не всегда авто– и само– взаимозаменяемы. Например, можно сказать автоирония и самоирония, автомассаж и самомассаж, но нельзя – [само]портрет, [само]биогра-фия или [авто]воспитание, [авто]любование.
       От репетиции до концерта
       Слова конгресс, конденсация, конкретный, концентрировать, концерт, контакт (и др.) образованы с помощью латинских словообразовательных элементов. В этих словах кон– приставка, обозначающая сближение, соединение и соответствующая русской приставке с– (со-). Разновидностью этой приставки является ком-, встречающаяся в словах комбинат (объединение промышленных предприятий, в котором продукты одного предприятия служат сырьем для другого), комбинезон (рабочий костюм, сочетание куртки и брюк), коммуна (община, объединение равноправных лиц), комплект (собрание, набор нужных предметов), композиция (составление целого из частей) и пр. Теперь, зная это, вы не напишете в первом слоге указанных слов букву а.
       Многие заимствованные или новообразованные слова русского языка содержат латинскую или французскую приставку ре-, имеющую значение «обратно, назад, снова». Например: акция по-латыни – действие; реакция – ответное действие; ревизия – пересмотр, проверка; резонанс – ответный звук, отзвук; реконструкция – перестройка; репетиция – повторение, то есть пробное выступление, подготовка; реставрация – восстановление.
       Раскинем умом
       Скажите, откуда взят приведенный ниже отрывок. Объясните значение и правописание приставок в выделенных словах.
       Вот старшие братья явились на смотр со своими женами, разодетыми, разубранными; стоят да над Иваном-царевичем смеются: «Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал?» Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».
       Из сказки «Царевна-лягушка».
       Разодетыми, разубранными – приставка раз– обозначает здесь высшую степень (очень, особенно). Пришел, принес, приехала – завершение движения, достижение цели. Выискал – извлечение предмета из числа других. Затрясся – начало действия. Напугались – однократность, внезапность действия. Повскакивали – охват действием многих лиц.
       Напишите по 5 прилагательных со следующими приставками:
       без– (бес-), сверх-, на-, над-, под-, при-, вне-, за-, до-, пред-, противо-, анти-
       без– (бес-) обозначает отсутствие: безвредный
       сверх– высшая мера: сверхмощный
       на– на поверхности: наземный
       над– выше предмета: надземный
       под– ниже предмета: подземный
       при– вблизи предмета, связь с ним: пригородный
       вне– за пределами чего-л.: внешкольный
       за– по другую сторону предмета: зарубежный
       до– предшествующее время: дошкольный
       пред– ближайшее предшествующее время:
       предвесенний
       противо– назначение для борьбы с чем-л.:
       противопожарный
       анти– враждебный чему-л., лишенный чего-л.:
       антинародный, антихудожественный
       В приведенном ниже отрывке К. Г. Паустовский, используя слова одного словообразовательного гнезда призвание, призвать, призывать, зов, призывный, весьма настойчиво проводит мысль о писательском призвании как внутреннем влечении, зове сердца и времени. Эти слова интересны и для анализа. Найдите их корень и отметьте, какое явление для него характерно.

       «Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово призвание родилось от слова зов. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что же побуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
       Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
       Писателем человек становится только по зову сердца. Голос сердца чаще всего мы слышим в юности… Но приходят годы возмужалости – и мы явственно слышим, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества. По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания».
       (К. Г. Паустовский. «Золотая роза».)

       Задание на дом. Подберите несколько пословиц и поговорок, включающих слова с различными приставками. Объясните их значение и правописание (например: Вспашешь? срок, посеешь? срок – будет урожай высок. Приставки вс– и по– обозначают законченность действия; кроме того, по– имеет значение распределения по поверхности; перед глухой п пишем приставку вс-). Подготовьте весь материал в виде краткого сообщения на занятии кружка.

    Занятие 20
    Словообразование: приставки

       Приставка о– (об-) может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опёнки – грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня; опушка – меховая обшивка по краям одежды или край леса, обрамлённый (как бы опушённый) деревьями. Само слово обрамлённый значит: вставленный в раму или окружённый чем-либо, словно рамой. Сравните слова основанный, основа, основать (от глагола сновать).
       Приставка о– обозначает также наличие ошибки в действии, промаха. По этому типу образовались слова ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень плох; сравните: сплоховать – совершить ошибку, промах).
       Эта же приставка о– обозначает и частицу какого-либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия: осколок – отколовшаяся часть (корень – скал; сравните: украинское скалка – осколок стекла, щепка), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи), окурок и т. п.
       Слово ошеломить первоначально означало ударить мечом по шелому, то есть шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться. Впоследствии это слово стало употребляться в переносном смысле – потрясти, крайне удивить, озадачить человека чем-либо.
       Так же произошло и слово опешить, которое вначале означало «сделать пешим». Воин-всадник в тяжелых доспехах чувствовал себя пешим беспомощно. Отсюда опешить – растеряться от неожиданности, прийти в замешательство.
       Всем известно слово опростоволоситься. Когда-то ходить с непокрытой головой считалось позором. Шапки не снимались ни в комнатах, ни в церкви. Не было для человека большего позора, когда с него в людном месте срывали шапку. Между прочим, поэтому в шапку, как наиболее безопасное место, гонцы зашивали царские указы и грамоты. Отсюда опростоволоситься (оказаться с непокрытыми волосами) – значит опозориться, осрамиться, оказаться в неудобном положении.
       Раскинем умом
       Объясните значение и различие приставок в следующих словах.
       охватить – обхватить
       Оба имеют значение «обнять, заключить между распростертыми руками»; в переносном значении – «окружить, объять, окутать или распространить(-ся) на кого-либо» – употребляется только глагол охватить: огонь охватил несколько домов; радость охватила его; движение антиглобалистов охватило все страны и т. д.
       укутать – окутать
       У обоих – значение «укрыть со всех сторон, плотно обернуть»; в переносном значении – «обволочь, окружить со всех сторон» – употребляется только глагол окутать: окутанный дымом паровоз, окутанная туманом земля и т. д.
       одеть – надеть
       Одеть – надеть одежду на кого-то: одеть ребенка; надеть – натянуть, надвинуть, нацепить что-либо (себе или кому-то): надеть калоши, надеть очки, надеть на ребенка шапочку.
       подержанный – поддержанный
       Подержанный – не новый, бывший в употреблении: он помогал отцу торговать подержанными вещами; поддержанный – от глагола поддержать (не дать упасть, оказать помощь, вселить уверенность, выступить в защиту): поддержим вас на собрании.
       одернуть – отдернуть
       Одернуть – поправить, расправить складки, потянув вниз: она одернула свой фартук; переносное значение глагола одернуть – резким замечанием остановить, призвать к порядку: одернуть зазнавшегося товарища; отдернуть – быстрым движением отвести что-либо в сторону, назад: она сразу же отдернула руку.
       Присоединение приставки (префикса) к существующему слову – самый простой способ словообразования. Особенность префиксации заключается в том, что приставка присоединяется не к основе, а к целому слову, поэтому она не «в силах» перевести новое слово в другую часть речи (город – пригород, мощный – сверхмощный, писать – подписать, смело – несмело). Обилие приставок в русском языке (к своим добавлялись в разное время еще и заимствованные: архи-, анти-, ультра-, а– и др.) убеждает нас, что они часто используются в словообразовании.
       Основные приставки русского языка и их значение:
       а– (греч. частица а – «не-, без-») – отсутствие признака, свойства, выраженного основной частью слова: а\логич\н\ость (логик\а), аморальность, аполитичность, аритмия, асимметрия;
       анти– (греч. anti – «против») – противоположность или враждебность чему-л.: антибиотики, антимир, антиобледенитель, антитезис, антициклон, античастица;
       архи– (греч. archi – «главный») – высшая степень признака, заключающегося во второй части слова: архимошенник, архиплут, архитрус; сюда же: архиепископ, архидиакон;
       без– (бес-) – отсутствие или недостаток чего-л.; с суффиксами (-й, – ица, – ство, – ость и др.) образует отвлеченное понятие: безветрие, безделье, бесчестье, безвкусица, бесстыдство, беспокойство, бесконтрольность, беспорядок;
       гипер- – сверх нормы: гиперактивность, гиперпространство, гипертония;
       де– (лат. de – «от, из») – отделение, удаление, прекращение, отсутствие чего-л. и обратное действие: дегазация, деквалификация, демилитаризация, демобилизация, денационализация;
       дез– (франц. des – «от-, раз-») – удаление, прекращение, уничтожение или отсутствие чего-л.: дезинфекция, дезинформация, дезорганизация, дезориентация;
       дис– (перед гласными диз-) (лат. и греч.) – разделение, отделение, отрицание; придает слову отрицательный или противоположный смысл: дисгармония, дисквалификация, дизассоциация;
       за- – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-л.: заболо-тье, задворки, замостье, заречье, Забайкалье, Заволжье, Задонье;
       контр– (от лат. contra – «против, вопреки») – противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено в слове, от которого образуется новое: контратака, контргайка, контрмеры, контрпредложение, контрразведка, контрреволюционер, контрудар;
       между- – расположенный или происходящий между чем-л.: междугорье, междупутье, междуречье, междурядье, международный, междугородный;
       на- – положение на поверхности предмета: нагорье, нагрудник, наконечник, наплечник, нарукавник, наручник, наушник;
       над– обозначает что-л. поверх чего-л.: надбровье, надгортанник, надкостница, надстройка;
       не- – отрицание: неверие, неволя, недруг, неприязнь, несчастье, негодность, несмелость;
       о– (об-) – остаток после какого-л. действия (результат отглагольного образования): обмылок, обрезок, обрывок, объедки, окурок, опилки;
       пере- – то, что может быть соединительным звеном или границей между частями предмета; также повторность, новое действие вместо прежнего: переборка, перевооружение, перегородка, перегрузка, переиздание, перелесок, перемычка, переносица, переписка, переплавка, перестройка;
       по- – расположение на поверхности и в пределах чего-л.: побережье, поречье, Поволжье, Поднепровье, Подонье;
       под- – расположение чего-л. ниже предмета или вблизи предмета: подбородок, подзаголовок, подзеркальник, подлесок, подножье, подоконник, подрамник, Подмосковье;
       пред- – расположение впереди чего-л. или предшествование чему-л.: предбанник, предгорье, предмостье, предплечье, предсердие, предгрозье, предзимье, предыстория;
       при- – а) указывает на расположение вблизи чего-л., примыкание к чему-л.: пригород, приморье, приовражье, Приамурье, При-уралье; б) на прибавление чего-л. (отглагольные образования): привесок, привкус, припек, приплод, прирост;
       про- – частичное проявление или частичное наличие какого-л. качества: прожилка, прозелень, прозолоть, просинь, проседь, прослойка, простенок;
       раз– (рас-) – высшая степень проявления какого-л. качества, свойства и т. п. (имеет разговорный характер): разумница, разумник, раскрасавец, раскрасавица, распутица;
       ре– (лат. – «вновь, обратно») – обратный процесс, противоположность действия или повторность, возобновление действия: регресс, реконструкция, реорганизация, реэвакуация;
       сверх– очень высокая степень чего-л.: сверхбанк, сверхгигант, сверхприбыль, сверхпроводник, сверхинтеллигент, сверхкритика, сверхмужество, сверхнебоскреб;
       со– (реже с-) – совместность: созвездие, созвучие, соавтор, собрат, сограждане, соотечественник, сотоварищ, сотрудник, спутник;
       супер- – а) высшее качество, усиленное действие: суперавиация, суперартиллерия, суперактивный; б) главный: супердержава, суперкубок; в) расположенный над чем-л., сверху: суперобложка;
       ультра– (лат. – «за пределами, по ту сторону») – находящийся за пределами, крайний, предельный: ультразвук, ультраконсерватор, ультрареакционер, ультрафильтр;
       экс– (лат. – «из») – а) движение изнутри наружу: экспатриация (сравните: репатриация), экспорт (сравните: импорт); б) бывший, утративший прежнее положение: экс-губернатор, экс-министр, экс-президент, экс-премьер, экс-чемпион.
       В современном русском языке имеется небольшое количество слов, в которых сохранились теперь уже непродуктивные именные приставки: па-, пра-, су– (в некоторых словах они уже не вычленяются):
       па- – обозначает неполноту, низшую степень чего-л.: паводок (от вода), пагуба (от губить), падчерица (от дочь), пасека (от секу, сечь), патока (от течь, ток);
       пра- – обозначает древность, изначальность или следование во времени, степень родства: прабабушка, правнук, прародина, праязык;
       су- – обозначает сопровождающее свойство, примесь: суглинок, сумерки, сумятица, супруга, сустав, сутолока.
       Задание на дом. Напишите словосочетания со словами, в которых имеются иноязычные и устаревшие приставки.