Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 01:08
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Занятие_21-23

    Занятие 21
    Словообразование: соединительные гласные

       Соединительные гласные о и е выступают как своеобразные служебные морфемы. Основная функция их заключается в том, чтобы соединить знаменательные слова в одно с л о ж н о е слово.
       Существуют следующие правила употребления соединительных гласных о и е:
       1. Если первый компонент сложного слова оканчивается на твердый согласный, то в качестве соединительной гласной выступает о, например: головокружение, пчеловод, севооборот.
       2. Если первый компонент сложного слова оканчивается на мягкий согласный или шипящий и [ц], то в качестве соединительной гласной на письме выступает е, например: пылесос, жизнерадостный, птицелов, дружелюбный.
       Но не всегда эти правила соблюдаются. Так, в некоторых сложных словах после одного и того же первого компонента в качестве соединительной гласной выступает то о, то е, например: кровожадный, кровообращение, кровопролитие, но кровенаполнение, кровеносный; коногон, коновал, но конезавод, конесовхоз, конеферма; косторез, костоправ, но костедробильный, костеобрабатывающий; песнотворец, песнопение, но песнетворчество; каменоломня, каменобоец, но камнедробилка, камнеобработка, камнеуборочный.
       Непоследовательность и колебания в употреблении соединительных гласных о и е наблюдаются в тех случаях, когда мягкий согласный может чередоваться с соответствующим твердым, например: власть – властный, конь – конский, зверь – зверский, честь – честный и т. п. Следует заметить, что о употребляется значительно чаще, чем е, и непоследовательность проявляется лишь в сложных словах с первым компонентом на мягкий согласный, то есть когда по правилам должна быть е. Однако торжествует о, а не ожидаемая е, например: властолюбец, баснописец, баснословный, честолюбец, плотоядный, зверобой, звероферма и т. п.
       Не надо искать соединительные гласные там, где их нет. Например, в словах высокооплачиваемый, высокоуважаемый, малоизученный, малозначимый, малоисследованный, малозаселенный, нижеподписавшийся, нижеуказанный (и др.) о и е являются не соединительными гласными, а наречными суффиксами (эти наречия легко выделить: высоко оплачивать, глубоко уважать, мало изучить, мало исследовать и т. п.). Также не следует принимать о за соединительную гласную в сложных словах, первый элемент которых является сокращением заимствованных слов (где о относится к корню), например: автомобильный транспорт – автотранспорт, автобаза, автовокзал, автодело, автозавод, автопарк; агрономический минимум – агроминимум, агропропаганда, агротехника; велосипедный спорт – велоспорт, велогонка и т. п.
       В русском языке встречаются сложные слова, не имеющие соединительных гласных, например названия городов: Калининград, Ленинград и т. п. Существуют просторечные слова, содержащие глагольную форму на и (вертихвостка, держиморда, горицвет, скопидом, вертишейка, сорвиголова и др.). Есть сложные слова, в которых в качестве первой части выступают количественные числительные в родительном падеже (семилетка, восьмилетка, девятилетка, двухэтажный, трёхлетний, сорокалетний, шестиугольник, десятидневный, пятидневка и т. п.). В них четко выделяются флексии родительного падежа (-и, – ух, ёх, – а), которые воспринимаются как суффиксы.
       Соединительные гласные, как правило, не участвуют в образовании сложносокращенных слов (профсоюз, сбербанк, зарплата, жилплощадь, собкор, военкомат и др.). Это вполне закономерно, так как соединительные гласные служат для соединения простых основ, но не слогов, не сокращенных (усеченных) слов.
       Типов сложных слов без соединительных гласных в современном русском языке мало. В подавляющем большинстве новые сложные слова, образуемые от словосочетаний или по аналогии с другими сложными словами, оформляются при помощи соединительных гласных о и е. О продуктивности словообразовательной модели с соединительной гласной о (е) свидетельствуют многие новообразования: Волгоград, атомоход, космопорт, картофелекопатель, чаеуборочная машина и др.
       Следует заметить, что эта словообразовательная модель появилась в языке в глубокой древности, еще в эпоху общеславянского языкового единства.
       Полезная гаплология
       Гаплолóгия (от грен. haplóos – простой и lógos – слово, учение) – упрощение слоговой структуры слова путем опущения одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых (или сходных) слогов. Выпадение слога (слогов) возникает на стыке морфем, чаще в сложных словах, реже – на стыке основы и суффикса.
       Современное слово близорукий произошло от древнерусского близо-зорький – «близковидящий». Затем в этом слове произошла гаплология: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом _рука, люди стали произносить близорукий.
       Слова курносый, шиворот и некоторые другие, оказывается, тоже первоначально были сложными. В старину существовало прилагательное корный – короткий (сравните: обкорнать – обрезать, укоротить, корноухий – короткоухий). От него и образовалось слово корноносый. В результате той же гаплологии один слог ио выпал, после чего стали говорить корносый, а позже – курносый.
       Слово шив вначале означало «шея». Возникло сложное слово ши-воворот (шейный ворот), затем одно во выпало, образовался современный шиворот.
       Интересно происхождение слова скатерть. Образовалось оно от сложного дьскотерть, то есть кусок полотна для вытирания стола (слово дьска, или доска, первоначально обозначало стол). В некоторых диалектах существует слово рукотерть – полотенце. Начальное стечение согласных дьск произносить было трудно, поэтому звук [д] исчез, а звук [о] под влиянием аканья превратился в [а].
       Сложное слово тунеядец – древнего происхождения. В закарпатских диалектах до сих пор сохранилось древнерусское слово туне, употребляющееся там в смысле «дешево». Прежде оно обозначало «даром» Отсюда тунеядец буквально – любитель даром поесть, дармоед (сравните: травоядные, всеядный).
       С гаплологией связано образование таких слов, как знаменосец (от знаменоносец – выпал один слог ио), трагикомедия (от трагикокоме-дия – выпадение одного ко), минералогия (от минералология – выпадение одного ло), розоватый (отрозов + оват-ый – розововатый; на стыке основы и суффикса произошло выпадение ов).
       Как вы думаете, могут ли сложные слова принимать приставки, образуя новые слова? Оказывается, могут. Вот, например, сложное слово достоверный, то есть достаточно (вполне) вероятный. От него с помощью приставки образовались слова удостоверять, удостоверение. От слова полномочие (право, которым наделяют кого-л.) произошло слово уполномоненный, от равновесие – уравновешивать, уравновешенный и т. п.
       Кто больше?
       1. На доске – наиболее продуктивные корни, являющиеся первой частью сложных слов:
       аэро-, вод(о)-, высок(о)-, един(о)-, зерн(о)-, кино-, косм(о)-, лес(о)-, мал(о)-, мног(о)-, нов(о)-, общ(е)-, одн(о)-, против(о)-, радио-, фото-
       Задача участников игры – за условленное время записать наибольшее количество сложных слов с этими корнями или выписать из словаря наиболее известные из них, определить их состав и придумать с ними словосочетания, например:
       московский аэропорт, Химкинское водохранилище, высоковольтная электропередача, единодушное решение, зерноочистительная машина
       Так, с корнем вод– можно записать следующие сложные слова:
       водовоз, водоём, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомёт, водонапорный, водоотводный, водопад, водоплавающий, водопровод, водопой, водораздел, водород, водоросль, водосток, водохранилище.
       2. То же, но с корнями, являющимися второй частью сложных слов:
       – воз(электровоз, тепловоз),
       – ход(вездеход, самоходный, канатоходец),
       – душ(единодушный, простодушный),
       – люб(вольнолюбивый, теплолюбивый),
       – вид(стекловидный, грушевидный),
       – образ(шарообразный, человекообразный) и др.
       Кто быстрее?
       Ведущий (учитель) записывает на доске слова в два столбца. Задание – написать 10 сложных слов (существительных и прилагательных), использовав правильно слова из левого и правого столбцов.
       мир
       единый
       любить
       общий
       взаимный
       машина
       три строить
       хранить
       жить
       знать
       водить
       убирать
       любить вода
       хлопок
       вагон помощь
       душа
       ступень
       Одним словом
       Ведущий (учитель) читает определения сложных слов (желательно, чтобы такие определения содержали оба корня сложного слова). Участники игры записывают соответствующие этим определениям сложные слова.
       1) Человек, который любит труд.
       2) Машина, очищающая дороги от снега.
       3) Ферма, на которой разводят птицу.
       4) Станок, обрабатывающий дерево.
       5) Ткань, сквозь которую не проникает вода.
       6) Плод, имеющий форму шара.
       7) Человек, охотно принимающий гостей.
       8) Человек, любящий знания, стремящийся все знать.
       9) Правила, принятые всем обществом, всеми людьми.
       10) Средство, которое утоляет боль.
       1) трудолюбивый
       2) снегоочиститель
       3) птицеферма
       4) деревообрабатывающий
       5) водонепроницаемая
       6) шаровидный
       7) гостеприимный
       8) любознательный
       9) общепринятые
       10) болеутоляющее
     
       Задание на дом. Найдите в словаре несколько сложных слов, состоящих из трех корней.

    Занятие 22
    Умники и умницы

       Материалы, предлагаемые для игрового занятия, могут быть использованы в самых разных вариантах – от индивидуального письменного опроса (в виде олимпиадной работы) до командной викторины (участники делятся на команды по 3–4 человека).
       1. Представьте себе, что вдруг пропали суффиксы. Ничего не надо образовывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло? Ответьте небольшим сочинением.
       2. Решите шараду.
       Корень мой находится в цене,
       В очерке найди приставку мне,
       Суффикс мой в тетрадке все встречали,
       В целом – в дневнике я и в журнале.
       оценка
       3. Запишите родственные слова с общим корнем нос.
       1) Специальная доска для переноски посуды, подачи еды.
       2) Название несущей части ракеты.
       3) Стойкий, закаленный.
       4) Деньги, внесенные членом какой-либо организации, общества.
       5) Наметенный ветром снег или песок, преграждающий путь.
       6) Приспособление для переноски больных, раненых.
       7) Перенесение части слова в новую строку.
       8) Высокомерный, самоуверенный.
       9) Человек, занимающийся доносами.
       10) Объяснение, толкование значения слова внизу текста.
       1) поднос
       2) носитель
       3) выносливый
       4) взнос
       5) занос
       6) носилки
       7) перенос
       8) заносчивый
       9) доносчик
       10) сноска
       4. Помогите девочке.
       Мамы не было дома. Дочь оставила на столе записку о том, что звонили из ателье и она пошла примерять платье. Когда девочка возвратилась, мама (она уже была дома) смеясь спросила ее:
       – С кем же твое платье поссорилось? Уж не с портнихой ли?
       Дочь смотрела на маму с удивлением, не понимая вопроса. Может быть, вы поможете ей? Объясните ошибку, допущенную в записке. А заодно и напомните нужное правило из учебника.
       Девочка написала: «Я пошла примирять платье» вместо примерять (примерка).
       5. Помогите мальчику.
       Ребята писали диктант. Речь шла о старичке, который присел в парке на скамью, немного посидел и отправился дальше. Проверив тетради, учительница с улыбкой заметила одному мальчику:
       – В парке дедушка не увидел ничего страшного, чтобы сразу поседеть. Ребята поняли и рассмеялись. Объясните, в каком слове мальчик сделал ошибку.
       Мальчик написал поседел вместо посидел (сидя).
       6. Подберите короткое слово (из 5–6 букв), в котором были бы и приставка, и суффикс, и окончание.
       ошибка
       описка
       сходка
       сводка
       удача
       сдача
       7. Приведите в качестве примера 3–4 слова, в корнях которых отсутствуют гласные.
       дневник
       дни
       пни
       рвать
       брать
       лгун
       спать
       стлать
       8. Какими сложными русскими словами можно заменить следующие иноязычные слова?
       каллиграфия
       орфография
       апатия
       гуманный
       эгоизм
       оптимистический
       чистописание
       правописание
       равнодушие
       человеколюбивый
       себялюбие
       жизнерадостный
       9. Известно, что на стыке приставки и корня иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные?
       одес(с) – ский, рас-(с)сориться, пятитон(н) – ный и др.
       10. Измените слово загораживать, чтобы появилось значение «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности».
       выгораживать

    Занятие 23
    Морфология

       Слово «морфология» употребляют не только при изучении языка, оно относится и к другим областям знаний. Так называют учение о строении и форме организмов, а также геологических структур; и само строение называют этим словом. Говорят: морфология растений, морфология почвы. Термин был образован из греческих слов (морфо – форма и логос – учение) великим немецким поэтом Гёте, много лет изучавшим строение и формы живых организмов (растений и животных).
       У слов тоже есть форма и есть строение. Например, слово книга непохоже на слово читать, которое, в свою очередь, отличается от слова интересныш. Чтобы составить из этих слов понятное предложение, нужно каждому слову придать особую форму: Читаю интересную книгу. В этом предложении есть смысл, определяемый тем, что мы употребили нужную форму (а не любую!). Раздел грамматики, изучающий формы (строение, структуру) слов, – это тоже морфология.
       Имя существительное – важнейшая часть речи. По данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов 4 тысячи – это существительные (44 %), то есть почти каждое второе слово в нашей речи – существительное. Кстати, это и наиболее самостоятельная часть речи. Уже от существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена, камень-хлеб, рать-сила постепенно превратились в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствыш хлеб, сильная рать… И до нашего времени в фольклоре сохранились древние выражения жар-птица, сапоги-скороходыг, скатерть-самобранка, меч-самосек.
       Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся, изучая эту часть речи.
       Существительное в единственном числе принадлежит к одному из трех родов. Это яркая и важнейшая особенность существительных.
       Но задумывались ли вы над тем, почему слова мир, стол, дом, город, хлеб – мужского рода, слова родина, стена, квартира, деревня, каша – женского рода, а отечество, окно, жилище, село, молоко – среднего рода? Даже если и возникнет такой вопрос, то на него сразу ответить очень трудно. Дело в том, что и названия, относящиеся к одному кругу понятий, оказываются словами разных родов. Например, названия дней недели распределяются по трем родам: понедельник, вторник, четверг мужского рода, среда, пятница, суббота женского, а воскресенье среднего. То же мы обнаруживаем в названиях предметов одежды (пиджак, костюм, тулуп, плащ – мужского рода; шуба, дубленка, кофта, блузка – женского, а пальто, платье – среднего), предметов питания (хлеб, картофель, лук – мужского; мука, крупа, капуста – женского, а мясо, молоко, масло – среднего) и т. д.
       Такое распределение существительных по трем родам загадочно, необъяснимо. Но тогда каким же образом мы безошибочно узнаем, что, например, стол и стул – слова мужского рода, доска, парта, школа – женского, а окно, стекло – среднего? В русском языке в подавляющем большинстве случаев род определяется по окончанию: если существительное оканчивается на твердый согласный (школьник, учебник, ученик) – перед нами слова мужского рода; если на – а (-я) (школа, ученица, земля) – они женского рода; если на – о (-е) (дерево, перо, поле) – это слова среднего рода. Можно подставлять к существительным местоимения мой, моя, мое или он, она, оно. Однако среди существительных есть слова, к которым вроде бы подходят и мой и моя, например, слова тюль, картофель, толь, мозоль, табель, шампунь, персоль, лебедь и др. Для определения рода таких «трудных» существительных нужно обращаться к словарю.
       Род существительных могут подсказать и суффиксы. Если взять такие слова, как строитель, жизнь, деятельность, радость, запись, вратарь, руководитель, способность, боязнь, наблюдатель, накипь, то мы увидим, что слова с суффиксами – тель, – арь – мужского рода, а с суффиксами – ость, – знь или без суффикса – женского рода.
       Ведущий (учитель) читает существительные мужского и женского рода на – ь, ученики по очереди называют подходящее по смыслу и согласованное в роде прилагательное.
       Эстафета
       магистраль -широкая, прямая
       вестибюль -просторный, уютный
       бандероль -заказная
       инвентарь -садовый
       цитадель -неприступная
       кабель -телефонный
       гроздь -спелая, виноградная
       рояль -новый, концертный
       озимь -зеленая, молодая
       ковыль -степной
       полынь -сухая
       бутыль -ведерная
       лосось -дунайский
       лазурь -небесная
       панцирь -твердый, стальной
       мозоль -болезненная
       тюль -прозрачный
       вуаль -легкая
       китель -военный
       шинель -солдатская
       флигель -одноэтажный
       фланель -теплая
       штемпель -почтовый
       зыбь -мертвая, мелкая
       перечень -поименный, алфавитный
       опись -подробная
       голень -левая, правая
       янтарь -прозрачный
       эмаль -голубая
       цоколь -гранитный
       «Усатый нянь»
       Затруднительные и смешные ситуации иногда возникают из-за того, что в нашем языке нет форм мужского рода, соответствующих названиям профессий, обозначаемым словами женского рода. Например, есть слова, называющие чисто «женские» профессии: маникюрша, кастелянша, няня, прачка, машинистка. А что получится, если вдруг одну из этих профессий освоит мужчина? Парню пришлось поработать воспитателем в детском саду – в фильме «Усатый нянь»; машинописным бюро заведовал мужчина, и все называли его «машинист»… Эти образования мужских соответствий звучат все-таки юмористично. 
       А как быть со словом балерина? Ему нет соответствия в мужском роде, но не потому, что это чисто женская профессия. Просто в русском языке существует правило, по которому названия лиц женского пола образуются от слов мужского рода (грузин – грузинка, блондин – блондинка, крестьянин – крестьянка). Когда-то существовала пара балет-чик – балетчица, образованная по законам русского языка, но во второй половине XIX века было заимствовано слово балерина в связи с господством итальянских балерин на русской сцене. Как же называть мужчин, связавших свою жизнь с балетом? Рекомендуется использовать описательные выражения солист балета, танцовщик балета.
       В животном мире родовые различия могут быть выражены двояко: разными словами (бык – корова, петух – курица, баран – овца, селезень – утка, боров – свинья и т. п.) и с помощью суффиксов (гусь – гусыня, индюк – индюшка, слон – слониха, медведь – медведица, волк – волчица и т. п.).
       Слову лиса соответствует слово лис, но в словарях оно снабжено пометой «устарелое». Другие же многочисленные представители животного мира имеют одно слово для обозначения особей как мужского, так и женского пола. К мужскому роду, например, относятся носорог, бегемот, крокодил, крот, бобр, горностай, тетерев, глухарь, филин, дятел, соловей, воробей, грач и др.; к женскому – рыгсь, норка, куропатка, галка, ворона и др. А слова, оканчивающиеся на мягкий согласный? Они ведь могут быть и мужского рода (олень, лось, медведь, гусь, конь, зверь, соболь, голубь) и женского (лошадь, рысь, лань, газель). А как различать? Слов женского рода очень мало, их следует запомнить. Все остальные – мужского рода.
       Форму среднего рода имеют только два слова: животное и насекомое. Но это обобщенные названия живых существ.
       В растительном мире обобщенные названия дерево, растение относятся к среднему роду по окончаниям. Названия конкретных деревьев и кустарников распределяются между мужским и женским родом в зависимости от окончания. Слова на – а (-я) относятся к женскому роду (береза, сосна, ива, черемуха, рябина, калина, слива, груша), на твердый согласный – к мужскому (дуб, вяз, клен, можжевельник, шиповник). А на мягкий согласный? Только одно широко распространенное дерево (ель) названо словом женского рода, его легко запомнить; другие названия деревьев, оканчивающиеся на мягкий согласный, будут словами мужского рода (тополь, ясень).
       Помогают узнавать род и определения, которыми наделил народ свои любимые деревья: огромныш вековой дуб; душистая липа; белая кудрявая береза; выгсокая стройная сосна; вечнозеленая ель; развесистый зеленый клен; стройный тополь; плакучая ива.
       Раскинем умом
       Ответьте на следующие вопросы.
       1. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского?
       2. Как называют краски, разводимые водой, а также живопись этими красками?
       3. В какой сказке А. С. Пушкина слово лебедь – женского рода? Из чего это можно заключить?
       4. Как называют стенную живопись, разрисовку, покрытие рисунком?
       5. Какое существительное женского рода на – ь дает название краске светло-синего цвета?
       1. Месяц – луна.
       2. Акварель.
       3. «Сказка о царе Салтане» – лебедь белая плывет.
       4. Роспись.
       5. Лазурь.
       Задание на дом. Выпишите из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина 20 существительных на – ь, расположив их в два столбца по родам.