Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 12:57
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Синтаксис

    Словосочетание.

    Словосочетание - это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

    Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

    От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.

    От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.

    Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.
    Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
    - определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
    - объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
    - обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

    В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.

    По характеру главного слова словосочетания делятся на:

    - именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),

    - глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),

    - наречные и местоименные.

    К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным мы с тобой, каждый из нас.

    Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

    Связь слов в словосочетании


    Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

    Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

    Зависимое слово при согласовании может быть выражено
    1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
    2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
    3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
    4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
    5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
    6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

    Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

    Главное слово при управлении выражается1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
    2) существительным: чтение книги;
    3) прилагательным: довольный успехом;
    4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.


    Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.


    Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.


    Главное слово при примыкании:


    1) глагол: бежать быстро,
    2) прилагательное: очень быстрый,
    3) наречие: очень быстро,
    4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.


    Зависимое слово при примыкании выражается


    1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
    2) деепричастием: говорил заикаясь,
    3) инфинитивом: просил написать,
    4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
    5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
    6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
    7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».

    Следует различать словосочетания и сочетания слов:


    1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
    2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
    3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
    4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый - не словосочетание).

    Свободные и несвободные словосочетания


    В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово - свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).


    В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
    Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:


    - с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
    - с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
    - с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
    - с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

    Синтаксический разбор словосочетания


    Порядок разбора


    I. Выделить словосочетание из предложения.
    II. Охарактеризовать строение словосочетания:
    а) указать главное и зависимое слова;
    б) назвать части речи, которыми они выражены;
    в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
    III. Определить грамматическое значение словосочетания.

    Образец разбора


    Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
    Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

    Вековой труд

     ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ


    Мальчик с восторгом говорил о своей школе.


    Устный разбор: В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

    1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
     2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
     3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
     



    Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.

    Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию. Предложение по сравнению со словосочетанием – более крупная синтаксическая единица. Если словосочетание служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков, то предложение служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов.

    В качестве примера возьмем предложение: Наступила золотая осень. О чем в нем идет речь, какую информацию оно заключает в себе? (О смене времени года, о наступлении его особого периода — золотой осени.) Предложение выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило начало осени, которое часто называют люди золотой. Грамматическая основа - наступила осень.

    Словосочетание золотая осень номинативно, главное слово – осень. Мы видим два слова, но не знаем, где эта осень, кто её видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этой осени. Каждый читатель представляет своё.

    Предложение.

    Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

    Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).


    По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).


    Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
    Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.


    В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.


    Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

    Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.


    Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:


    а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
    б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).


    Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

    Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).


    Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

    Сравните:
    Он приедет.
    Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
    Пусть он приедет.


    По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.


    Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

    Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
    Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

     

      Невосклицательное Восклицательное
     Повествовательное Мама,Петя приехал.  Мама, Петя приехал!
     Вопросительное Вы уже уходите? Как, вы уже уходите?!
     Побудительное Возвращайся поскорее.
     Возвращайся же поскорее!

     

      По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

    например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

    например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).


    По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

    Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).


    Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).


    В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.


    Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.