Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Понедельник, 06.05.2024, 06:52
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Стихия

    Домашние задания 8 класс

    Домашние задания по русскому языку и литературе

    Готовимся к контрольной работе:

    Итоговая диагностическая работа №1 по русскому языку

    1 вариант

    1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
    1. В слове ЛАВКА буква В имеет звук [ф].
    2. В слове МАШИНА второй гласный звук [и].
    3. В слове РАЗЪЕЗД одинаковое количество букв и звуков.
    4. В слове ПРОШЁЛ ударный гласный звук [о].
    5. Укажите слово, которое имеет следующий состав:

    ПРИСТАВКА – КОРЕНЬ – СУФФИКС – ОКОНЧАНИЕ

    1. прочитаны      2) привезённого    3) собирая        4)свысока
    2. В морфологической характеристике какого слова допущена ошибка?
    3. ОТКРЫТА (книга) – страдательное причастие настоящего времени
    4. ВЫСКОЧИВ – деепричастие совершенного вида
    5.  НЕУЖЕЛИ – смысловая вопросительная частица
    6. Вязать В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца – производный предлог

     

    1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    2. пол..гать, сл..мать, несг..раемый
    3. влас..ный, чудес..ный, праз..дно
    4. пом..ститься, распор..диться, проб..гающий
    5. к..сательная, хв..стун, с..тира

     

    1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
    2. ра..гораться, ра..цвести
    3. раз..грать, на..граться
    4. пр..волжский, пр..задуматься
    5. с..еденный, сем..янин

     

    1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
    1. провер..шь, закле..нный
    2. вид..мый, он подогре..т
    3. выпуст..шь, замет..в
    4. плач..щий, крич..щий

     

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

    В силу своего неопределе(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.

    1. 1,2                 2) 1,3             3) 1,2,3           4) 2,3

     

    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно.
    1. Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.
    2. Сергею довелось услышать об этом человеке много отзывов, (не)делающих  тому чести.
    3. Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.
    4. Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей печёной картошкой.

     

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

    Власов был гостеприимен и охотно тратил деньги, но почему-то н(1)кто н(2) спешил откликнуться на его гостеприимство: н(3)соседи, н(4) коллеги.

    1. 1,2,3,4                2) 2              3) 1,3,4             4) 3,4

     

    1. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
    2. Я дал несколько наставлений (на)счёт поединка.
    3. Он владел языком так(же) легко, как люди владеют своим голосом.
    4. (На)конец мне удалось рассмотреть поющую птицу.
    5. Теперь Чацкому да(же) не о чем поговорить с Софьей.

    11.В приведенных ниже предложении пронумерованы запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

    В Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

    Ответ: ___________

     

    1. В приведенных ниже предложении пронумерованы запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при обособленном (-ых) определении(-ях).
    1. Вода из горного ручья(1)  холодная(2)  льдистая(3) обжигала лицо. 2. Посвящённую войне(4) книгу я прочитал ещё летом.

     

    1.  В приведенных ниже предложении пронумерованы запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).

    Однажды вечером(1) закончив дневной сбор винограда(2) партия молдаван,с которой я работал, ушла на берег моря…

     Прочитайте текст.

    1.В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты. 2. Это несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины, изрытых траншеями и испещрённых причудливым узором из ромбов и прямоугольников. 3. Профессор университета Рюкю, известный сейсмолог и геолог Масааки Кимура, посвятив изучению объектов Йонагуни больше десяти лет,  в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой не что иное, как рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма огромной силы, скорее всего мощнейшего землетрясения. 4. Если доводы Кимура верны, то учёным придётся скорректировать, а возможно, и пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.

    1.  

     

    1. Найденный под водой у острова Йонагуни подводный мегалитический объект в результате исследований профессора Кимура стал широко известен международной научной общественности.
    2. В 1986 году японскими аквалангистами около острова Йонагуни были обнаружены подводные пирамиды, террасы и платформы разной величины, испещрённые узором из ромбов и прямоугольников.
    3. Известный сейсмолог и геолог Масааки Кимура, профессор университета Рюкю, на протяжении десяти лет исследовал обнаруженный в 1986 году подводный мегалитический комплекс Йонагуни.
    4. Если выводы Кимура верны и найденный у острова Йонагуни подводный объект – затонувший рукотворный мегалит, то учёным придётся скорректировать свои взгляды на историю человечества.

    15.В предложениях 1-2 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение: «горизонтальный уступ земной поверхности, площадка». Напишите это слово.

    Ответ:__________

    16. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании УШЕДШЕЕ ПОД ВОДУ (предложение 3).

    Ответ:_________

    17. Выпишите ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ предложения 1.

    Ответ:__________

    18. Среди предложений 3-4 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, напишите номер этого предложения.

    Ответ:__________

    19. Среди предложений 1-4 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЕННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Напишите номер этого предложения.

    Ответ:_________

    Ответы

     

    1

    2

    2

    2

    3

    1

    4

    4

    5

    3

    6

    3

    7

    3

    8

    2

    9

    3

    10

    2

    11

    1234

    12

    123

    13

    12

    14

    4

    15

    терраса

    16

    управление

    17

    были замечены объекты

    18

    4

    19

    3

     

    РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.

    Задание №2

    Юрий Олеша  ДРУЗЬЯ  (Рассказ)

    Школьники вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.
    - Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.
    Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода.
    Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике.
    Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за места оказался побежденным.
    Впрочем, он ничем и не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находился в этой комнате, делало его счастливым. Он, не спуская глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон
    любви.
    - Пушкин, - спросил он, когда шум улегся, - ты сочинил новые
    стихи?
    - Да, Виленька* (Вильгельм Кюхельбекер - прим. Ред.), - ответил хозяин комнаты.
    - Ну, прочти! Прочти же! - воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.
    - Да будет тебе, Виленька, - сказал кто-то. - Ну, читай, Пушкин! Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.
    Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.
    В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.
    Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
    Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
    На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называл каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
    Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
    Проснись, ленивец сонный!
    Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.
    Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
    Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются, хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.
    Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
    И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее!
    Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторяли то, что прочел Пушкин.
    - Вот какие стихи ты сочиняешь! - крикнул кто-то. - Такие скучные, что от них заснуть можно!
    - Давайте-ка хором! Хором! - крикнул кто-то другой и запел: Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее!
    Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хорошом:
    Вильгельм, прочти свои стихи,
    Чтоб мне заснуть скорее!
    Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
    - Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
    Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.
    - Что я должен сделать? Ну, говори!
    - Я тебя прошу, если ты....
    - Ну?
    - Если ты...
    - Ну, говори!
    - Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин...
    И Виленька обнял друга.
    - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!       1949

    Часть 3.

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания из Большого словаря-справочника «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию» .Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.2

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете слова: « Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!»  Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3

    Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

    Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    ТЕКСТ-основа для рассуждения (в сочинение включить аргумент из поэмы М.Лермонтова "Мцыри")

    (1)У меня был закадычный приятель Вася. (2)Зимой, отбыв положенное в классах, остальное время мы катались на коньках или сидели за книжками, но не за учебниками, а за страшными, запрещёнными: читали вслух Достоевского, Толстого, Шекспира, Байрона.(3)А поздней весной и летом мы мало читали книги печатные, а больше увлекались книгой природы. (4)Была у нас широкая и многоводная река и густой лес под самым городом –открытая книга природы, всякому доступная, чьи глаза хотят видеть, уши слышать, а душа радоваться. (5)Всё, что нам не договаривали и не умели объяснить, мы читали на страницах этой книги. (6)И на её пышных и роскошных зелёно-голубых страницах мы учились постигать и любить огромный мир природы и своих собратьев по бытию –зверей, птиц, рыб, насекомых...

    (7)У меня была лодочка на два места, совсем маленькая, плоскодонка. (8)На ней мы уезжали либо на тот берег реки, либо на остров невдалеке от города и говорили. (9)Говорили о тайнах мироздания и о возможности объяснить их при помощи науки, только не гимназической. (10)Говорили о борьбе в мире добра со злом; по немувыходило, что победит добро, а по-моему, все шансы были на стороне зла.(11)Говорили также о государственном устройстве, а именно о низвержении гимназического начальства и завоевании права свободно пользоваться книгами городской библиотеки. (12)Но больше всего мы пили солнечный свет и дышали смолистым воздухом. (13)Когда плыли на лодочке, смотрели в глубину реки,которая у нас хоть и темна, а не мутна, как на Волге. (14)И там, в глубине, было множество скрытых тайн, жизнь совсем особенная. (15)А над нами было небо, тоже –перевёрнутая бездна, тоже полная жутких тайн; в ангелов мы не верили, а в людях на разных планетах мы не сомневались. (16)Но и помимо этого уж одни звёзды

    –ведь это чудо из чудес! (17)По берегам же цвела липа, сладкий запах которой кружил голову. (18)И впереди была вся жизнь –тоже голова кружилась.

    (19)Однажды Вася зашёл ко мне утром, мы условились пойти в лес. (20)По лицу я его видел, что нечто произошло: весь он был таинственный и важный. (21)Перед тем как выйти, Вася не вытерпел и сказал: –(22)Хочешь знать, о чём я думаю? (23)И даже решил. –(24)Ну, говори. (25)Он стал ко мне вполоборота и произнёс: –(26)Знаешь ли ты, в чём цель жизни? –(27)Нe знаю. (28)Ну? –(29)В самой жизни. –(30)Как же это? –(31)А так, в ней самой! (32)Особой цели нет, а вся цель в том, чтобы жить. (33)И отсюда выводы. (34)Он это не вычитал, а открыл. (35)И я, подумавши, понял, что открытие это –великое. (36)Он мне и ещё растолковал: –(37)Это значит, что снаружи цели не ищи, она внутри. (38)Формула такая: «Цель жизни —самый процесс жизни».

    (По М.А.Осоргину)

     

    Задание №3

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ЧАСТЬ 1

    А1. В каком ряду все союзы противительные?

    1) а, но, и;

    2) а, но, да (=но);

    3) а, но, да (=и);

    4) зато, однако, или.

    А2. В каком предложении союз и соединяет однородные члены предложения? Знаки препинания не расставлены.

    1) Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно.

    2) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

    3) Потом все стихло и только морская даль шумела.

    4) Шла война и мы становились не слабее а сильнее.

    А3. В каком предложении на месте скобок необходимо поставить двоеточие? Знаки препинания не расставлены.

    1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях () повсюду заливались цикады.

    2) Среди птиц насекомых в сухой траве () словом всюду чувствовалось приближение осени.

    3) Но тут в район прибыла новая партия землеройных машин () скреперов бульдозеров грейдеров.

    4) Язык Пушкина () язык народный.

    А4. В каком предложении слово все является обобщающим? Знаки препинания не расставлены.

    1) Все почему-то обрадовались встрече двух друзей.

    2) Не все рады снегу.

    3) Все эти замечания пришли мне на ум, потому что я знал некоторые подробности его жизни.

    4) Горицвет ландыш боярышник пустырник все эти растения содержат глюкозиды и очень важны при лечении сердечных недугов.

    А5. В каком предложении необходимо поставить тире перед обобщающим словом? Знаки препинания не расставлены.

    1) Отсутствие болезненных ощущений нормальный аппетит спокойный сон все это признаки благополучия в организме.

    2) О решенном говорить только путать.

    3) Художественная литература это искусство слова.

    4) Все в жертву памяти твоей и голос лиры вдохновенной и слезы девы воспаленной и трепет юности моей.

    А6. В каких предложениях используется союз да в значении но? Знаки препинания не расставлены.

    1) Дом был весь окружен этими видами этим воздухом да полями да садом.

    2) Умен да пригож да на дело гож.

    3) Количеством взял да качеством сдал.

    4) Ум имей хоть маленький да свой.

    А7. Укажите предложение с неоднородными определениями. Знаки препинания не расставлены.

    1) Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако.

    2) На небосклоне чуть заметны были бледные неяркие звезды.

    3) Большая зеленая площадь была сплошь занята длинными рядами телег.

    4) По цвету вода походила на крепкий чайный навар.

    А8. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

    Длинные тени (1) домов (2) деревьев (3) заборов ложились красиво по пыльной (4) ровной дороге.

    1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3.

    А9. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

    Зимой заяц рад полакомиться на огороде мерзлой кочерыжкой капусты (1) или забежать в плодовый сад (2) и отведать там коры яблонь (3) или подкормиться молодыми всходами озимой ржи.

    1) 1, 2, 3; 2) 1, 3; 3) 1, 2; 4) 2, 3.

    А10. Какой знак необходимо поставить на месте скобок? Знаки препинания не расставлены.

    Все вокруг показалось мне таинственным () и вершины елок и метнувшаяся в сумраке сова и неторопливый шорох пробежавшего неподалеку барсука.

    1) тире;

    2) двоеточие;

    3) запятая;

    4) нет знака.

    А11. На месте каких цифр необходимо поставить запятые?

    На ветке ракиты сидела маленькая птица в красном жилете (1) и в желтом галстуке (2) и издавала дробный (3) и (4)приятный треск.

    1) 1, 2, 3, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) нет знаков.

    А12. Какие знаки препинания необходимо расставить в предложении?

    Каждая мелочь (1) разбитый цветочный горшок (2) полузабытая фотография (3) поблескивающая в мусоре пуговица (4) рассыпанные фигурки шахмат (5) все напоминало о хозяевах.

    1) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.

    2) 1 – двоеточие, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.

    3) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – двоеточие.

    4) 1 – тире, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.

    ЧАСТЬ 2

    Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С.

    (1) У искусства нет цены! (2) Оно – бесценно, как и человек, хотя людей тоже продавали до поры до времени на невольничьих рынках. (3) Наверное, когда-нибудь отменят куплю-продажу и искусства, а пока продают, и цены меняются, растворяясь во времени, как пена в волнах. (4) Но искусство остается, и Андрей Рублев, Леонардо да Винчи, Рембрандт пойдут в будущее, как сами пришли к нам из прошлого, как пришло искусство древности и старины. (5) Так ли уж важно, сколько именно оно стоило как в Древнем Египте, так и в Древней Греции, в Древней Руси? (6) Сколько платил Рафаэлю папа римский за его шедевры и сколько они стоят на современных европейских аукционах? (7) Да и какое это имеет отношение к самому Рафаэлю? (8) Разве можно определить в той или иной монете, в рублях… понимание Рафаэлем красоты, воплощенной в его бессмертных творениях?!

    (В.Алексеева. Что такое искусство?)

    В1. Укажите стиль текста.

    В2. Укажите номер предложения, в котором союз и соединяет части сложного предложения.

    В3. Укажите номер предложения, в котором однородные члены предложения соединены составным союзом.

    В4. Укажите номер предложения (в составе сложного), которое осложнено однородными подлежащими.

    В5. Укажите номер сложного предложения, в котором перед соединительным союзом не требуется запятой?

    В6. Укажите номер предложения, в котором есть однородные придаточные.

     

    ЧАСТЬ 3

    С. Почему Пушкина можно назвать воспитателем юношества? Обоснуйте свое мнение, написав сочинение-рассуждение (не менее 80 слов).

     

    ФЕВРАЛЬ.

    ПОТРЕНИРУЙСЯ! Выполни тест и несколько упражнений на выбор.

    Упражнения по теме «Однородные и неоднородные определения»

    Упражнение 1.

    Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

    1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

    Упражнение 2.

    Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

    1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

    Упражнение 3.

    Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

    1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

    Упражнение 4.

    Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

    1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)

    Упражнение 5.

    Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

    1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

    Упражнение 6.

    Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

    1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

    Упражнение 7.

    Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

    Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.
     

    Упражнение 8.

    Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

    Упражнение 9.

    Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

    1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
    2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
    3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
    4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
    5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
    6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
    7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
    8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
    9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
    10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

    Упражнение 10.

    Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

    УЛЕТАЮТ ГУСИ
    Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
    (Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

    Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

    1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

    1) характеризуют предмет с одной стороны;
    2) произносятся с перечислительной интонацией;
    3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
    4) характеризуют предмет с разных сторон.

    2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

    1) белые голубые шары;
    2) старый дубовый пол;
    3) новая шелковая блузка;
    4) большой чёрный камень.

    3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

    1) Мрачный угрюмый взгляд;
    2) Глиняные деревянные игрушки;
    3) Старый господский дом;
    4) Красные синие флаги.

    4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

    1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
    2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
    3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
    4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

    5. В каком предложении нужно поставить запятую?

    1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
    2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.
    3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
    4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

    6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

    1) старая;
    2) разбитая;
    3) фаянсовая;
    4) белая.