Занятие 4
Письмо
Нас
всюду окружают буквы. Мы видим их на рекламных щитах, они светятся на неоновых
вывесках. В газетах, журналах, книгах мы читаем о международном положении, о
событиях в нашей стране, об успехах в науке, о спорте, кино и о многом-многом
другом. Мы не можем представить нашу жизнь без письменной речи. Но ведь
когда-то люди не умели писать. Вначале появилась звуковая речь. Это было
примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменно сть. У
разных народов письмо появилось в разное время. Нам не известен ни один народ,
который не имел бы звуковой речи, но известны многие народы, которые не имели и
не имеют своей письменности. Многие народы, населяющие нашу страну, получили
письменность только после Октябрьской революции (чукчи, ненцы, табасаранцы и
др.).
Письмо относится к величайшему изобретению человека.
Благодаря письменной речи идеи, знания, великие открытия, произведения
искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди
как бы становятся на плечи предшествующих поколений и поэтому поднимаются в
своем развитии все выше и выше. Закрепляя мысль на письме, мы делаем ее не
только достоянием современников, но и последующих поколений. Без письменной
речи многие духовые ценности исчезали бы бесследно, так как человек был бы не в
состоянии удержать в своей памяти все те знания, которыми владеет человечество.
Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков
(изображений предметов) к буквам, не имеющим ничего общего с предметами и
обозначающим лишь звуки речи. Много интересного хранит история наших букв: как
они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно
изменялись. Их начертание нам кажется привычным. Мы и не предполагаем того, что
когда-то буквы выглядели иначе.
Только в детстве нам приходится потрудиться над тем, чтобы
хорошо запомнить и букву А, похожую на домик с перекладиной посередине,
и букву О, напоминающую что-то круглое, может быть, колесо или бублик, и
все другие буквы, в которых мы отыскивали сходство с окружающими нас
предметами. Но когда мы уже выучили все буквы и научились читать, какой чудесный,
сказочный мир нам открылся! Мы можем везде «побывать», можем «заглянуть» на
тысячи лет вперед или узнать то, что произошло много-много лет назад. Буквы
стали нашими спутниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.
М. Горький в повести «Мои университеты» великолепно показал,
как неграмотный взрослый человек Изот, обучаясь грамоте, восхищался
чудодейственной силой письменности.
Учился
он усердно, довольно успешно и – очень хорошо удивлялся; бывало, во время урока
вдруг встанет, возьмет с полки книгу, высоко подняв брови, с натугой прочитает
две-три строки и, покраснев, смотрит на меня, изумленно говоря:
– Читаю ведь…
Несколько раз он вполголоса, осторожно спрашивал:
– Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки?
Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их – слова
живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки
были, ну, тогда понятно. А здесь как будто сами мысли напечатаны – как это?.
– Колдовство! – говорил он, вздыхая, и рассматривал
страницы книги на свет.
Это
«колдовство» мудро подметил С. Я. Маршак.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь!
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой.»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Понятная
абракадабра
Исследования английских ученых повергли в шок российских
лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы
в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается
всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все
равно мы прочитаем текст без проблем.
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы
не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае
ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрна-ятеся не тьлоко на английксий яызк, но
и на рсусикй, и на нмеце-икй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит ктрооых
сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм,
рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизе-шежлоенному пцинрипу, то етсь
всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить природу этого потрясающего явления, обратились
к специалистам и получили такое разъяснение:
– При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово
целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по
диагонали, воспринимая сразу всю страницу.
Как вяслныиось, мы вспироинамем лгикоу фарзы, а не кадоже
слвоо в олдеьтнотси. Мзог повджтердает пральтвисноь «дгодаки» по мозакие бкув в
свлое, шалбон кооротго и сымсл залж-неоы в слорваном зпаасе чкелвоеа.
(По материалу из газеты «Московская правда», октябрь
2003 г. Текст с «абракадаброй» лучше размножить и дать копию каждому
участнику кружка.)
Раскинем умом
Ответьте на следующие вопросы.
1. Научится ли быстро читать человек с небольшим запасом
слов?
2. Поможет ли множество прочитанных книг грамотному
письму?
3. Что надо делать, чтобы грамотно писать и быстро
читать?
Кто больше?
На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше
существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:
П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.
О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.
Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…
А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.
Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета,
ремень.
Задание на дом. Напишите небольшой текст с
«абракадаброй» и предложите родным или знакомым прочитать его. Принесите этот
текст на следующее занятие кружка.
Обратите
внимание!
• Русское слово азбука – синоним слова алфавит.
(Как оно образовано?)
• В словарях слова располагают в алфавитном порядке.
(Почему? Что еще записывают по алфавиту? Почему по такому – алфавитному –
принципу заносят в классный журнал фамилии учеников?)
...Венеды, или славяне языческие, обитавшие в странах
балтийских, знали употребление букв. Дитмар говорит о надписях идолов
славянских: ретрские кумиры, найденные близ Толлензского озера, доказали
справедливость его известия; надписи их состоят в рунах, заимствованных
венедами от готфских народов. Сии руны, числом 16, подобно древним финикийским,
весьма недостаточны для языка славянского, не выражают самых обыкновенных
звуков его, и были известны едва ли не одним жрецам, которые посредством их
означали имена обожаемых идолов. Славяне же богемские, илли-рические и
российские не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин,
названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники,
будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним
христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу для перевода церковных
книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по
греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Б, Ю, Я, Ю с
большой.
Сия
азбука, называемая кирилловскою, доныне употребляется с некоторыми
переменами в России, Валахии, Молдавии, Болгарии, Сервии и проч. Славяне
далматские имеют другую, известную под именем глаголъской, или буквицы,
которая считается изобретением св. Иеронима, но ложно, ибо в IV и в V веке,
когда жил Иероним, еще не было славян в римских владениях. Самый древнейший ее
памятник, нам известный, есть харатейная Псалтирь XIII века, но мы имеем
церковные Кирилловские рукописи 1056 года; надпись Десятинной церкви в Киеве
принадлежит еще ко временам св. Владимира. Сия глагольская азбука явно
составлена по нашей, отличается кудрявостию знаков и весьма неудобна для
употребления… […]
Итак, предки наши были обязаны христианству не только лучшим
понятием о Творце мира, лучшими правилами жизни, лучшею, без сомнения,
нравственностию, но и пользою самого благодетельного, самого чудесного
изобретения людей: мудрой живописи мыслей – изобретения, которое, подобно
утренней заре, в веках мрачных предвестило уже науки и просвещение.
(Н. М. Карамзин. «История государства Российского».
Т. I, гл. 3.)
В алфавите (азбуке) буквы располагаются в определенном порядке, который нужно хорошо запомнить. В этом вам поможет «Песенка-азбука» Б. В. Заходера.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
В
русском языке много интересных букв, но интересен и сам русский алфавит, или
по-русски – азбука. В середине – буква о. Она словно соединяет две части
алфавита: до нее все согласные буквы – звонкие, кроме к; после нее –
глухие, кроме р. Таким образом, по алфавиту легко запомнить, какие
согласные звонкие, а какие – глухие.
Первые шесть согласных (б, в, г, д, ж, з) имеют парные
глухие (п, ф, к, т, ш, с). Легко определить, что согласные й, л, м,
н, р – всегда звонкие, а х, ц, ч, щ – всегда глухие. Знать это
нужно, потому что у парных согласных есть так называемые сильные и слабые
позиции (совпадение или несовпадение звука и буквы).
Метаграммы
Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного
слова путем изменения написания, замены одной буквы другой получается новое
слово.
Метаграммы могут составлять и сами ученики, не обязательно в
стихотворной форме. Надо подобрать пары слов, отличающихся в написании лишь
звонкостью согласных (например, гриб – грипп), и составить краткие
толкования каждого слова: «Со звонким согласным – споровое растение, с глухим –
заразная болезнь». Можно давать толкования в шутливой форме: «Со звонким
согласным – собираем в лукошко, а с глухим – боимся заразиться» и т. п.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем мы обитаем.
С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное.
Слышится
и пишется
Ведущий (учитель) предлагает разделить страницу тетради
пополам вертикальной чертой и написать слева «Совпадает», а справа – «Не
совпадает». Затем он диктует пары слов (приведены ниже). Ученики вписывают их в
нужную графу – в зависимости от того, совпадает произношение глухих и звонких
согласных с правописанием или не совпадает. Выигрывает тот, кто правильно
запишет все слова и сможет по требованию ведущего подобрать к некоторым из них
проверочные слова (например, гибкий – сгибать, липкий – липнуть и
т. п.).
коляска – повязка
ласка – сказка
гибкий – липкий
кружка – игрушка
молотки – городки
веский – резкий
подружка – ватрушка
грядки – прятки
рыбки – липки
жираф – бурав
гриб – хрип
принес – привез
ходьба – молотьба
шефский – заправский
Раскинем умом
Ответьте на следующие вопросы.
1. В каком слове живут семь одинаковых букв?
2. В каких словах живут 100 одинаковых букв?
3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его
наименовании?
1. Семья.
2. Стог, сток, стол, стон, стоп, стоя.
3. 100 – сто.
Задание на дом. Составьте 1–2 метаграммы.