А)1. Найдите предложения , в которых есть часть речи , обозначающая добавочное к основному действие.
А)Космонавт слушает и улыбается.
Б)Приземлившись , он радостно осмотрелся вокруг.
В)Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Д) Изогнув длинные шеи , птицы поднимаются вверх.
2.Найдите предложения , в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела , откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Брат склонил голову и писал что – то.
Г) Разложив игры , дети сели в кружок.
Д) Уставшая , она не хотела идти дальше.
3.Найдите предложения с деепричастным оборотом.
А) Витя мыл посуду , насвистывая какую – то песенку.
Б) Из дома вышел человек и направился к машине.
В) Выйдя из дома , человек направился к машине.
Г) Человек , вышедший из дома , направился к машине.
Д) Берега , окружающие озеро , густо поросли камышом.
4.Найдите словосочетание с деепричастием.
А) Закутанный в тулуп;
Б)проложенный геологами ;
В)укрепил болт ;
Г) запер на замок ;
Д) вырастив урожай ;
Е) раскачивающихся от ветра.
5. Найдите словосочетание с деепричастием.
А) Выкрашенный краской ;
Б)выкрасив краской ;
В) устроенный по проекту ;
Г) устроившись на ночлег ;
Д) запертый дома ;
Е) заперев дом.
6. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
А) Блеснула яркая молния , и раздался удар грома.
Б) Много тайн хранят леса , опаленные войной.
В) Озеро , взволнованное ветром , шумело у берегов.
Г) Георгины , почерневшие от мороза , печально свешивали свои головки.
Д) Не узнав горя , не узнаешь и радости.
Е) Мальчик шел и не разбирал дороги.
Работа с предложениями .
А) Сравните 2 предложения :
1. Возвышается над площадью серой и розовеет монастырь.
2. Возвышаясь над площадью серой, розовеет монастырь.( Без запятой)
- Назовите грамматические основы.
- В каком предложении есть добавочное действие ?
Б) Синтаксический разбор второго предложения.
Возвышаясь над площадью серой , розовеет монастырь.
Задание
1. Распределите предложения по колонкам : в левую - поместите предложения с деепричастиями , в правую- с другими частями речи.
А) Взглянув на звезды , и мне звезда зажглась.
Б) Разбросанным в пыли по магазинам , моим стихам настанет свой черед.
В) И улыбаться всем глазам , не опуская глаз.
Г) Я подымаюсь по белой дороге.
Д) Не опираясь на смуглую руку , я говорила.
- Все эти предложения из стихотворений Марины Цветаевой
- Назовите глагольные признаки деепричастия.
Образовать от глаголов деепричастия и выделить суффиксы деепричастий:
Поднимаются - поднимаясь ;
Изогнуться – изогнувшись;
пригревают - пригревая ;
проснулись - проснувшись ;
описывала – описывая ;
раздумывал – раздумывая.
Замените 1 глагол в предложении деепричастием. После замены глагола у вас получится строчка из стихотворения М. Цветаевой.
Я лоб уронила в руки и думаю , глядела в ночь.
Я лоб уронила в руки и думаю , глядя в ночь.
Определите вид деепричастий:1. И , перевесившись через заборные колья , вижу просторы.
2. И, всхлипывая , затихнуть нет сил.
3. Днепром разламывая лед…
4. Врасплох , не готовясь …
5. Замораживая закаты…
6.Голову сжав , слушать надо...
Б) Разбор по составу деепричастия: перевесившись.
В)- Назовите признаки наречия у деепричастия?