Словосочетание.
Словосочетание - это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
Существует
и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных
любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных
словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.)
Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и
предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе
В.В. Бабайцевой.
Смысловая связь слов в словосочетаниях
устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к
зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
- объектные:
между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к
знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
- обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на:
- именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),
- глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),
- наречные и местоименные.
К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
Связь слов в словосочетании
Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Зависимое слово при согласовании может быть выражено
1) прилагательным в
любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе
составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с
главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое
прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
5) существительным —
согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в
падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
Управление —
подчинительная связь, при которой от главного слова зависит
существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом
или без него.
Главное слово при управлении выражается1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
2) существительным: чтение книги;
3) прилагательным: довольный успехом;
4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.
Примыкание —
вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется
неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не
обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная
форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь
между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
Главное слово при примыкании:
1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
Зависимое слово при примыкании выражается
1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый - не словосочетание).
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово - свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
- с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Образец разбора
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово
согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном
падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В
словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор: В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом.
С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с
предлогом», связь — управление. Грамматическое значение
обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание —
говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе
— зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь
— управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и
предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей —
зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь —
согласование. Грамматическое значение определительное (признак
предмета).
Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию. Предложение по сравнению со словосочетанием – более крупная синтаксическая единица. Если словосочетание служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков, то предложение служит для сообщения, вопроса или для побуждения; может быть восклицательным, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов.
В качестве примера возьмем предложение: Наступила золотая осень. О чем в нем идет речь, какую информацию оно заключает в себе? (О смене времени года, о наступлении его особого периода — золотой осени.) Предложение выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило начало осени, которое часто называют люди золотой. Грамматическая основа - наступила осень.
Словосочетание золотая осень
номинативно, главное слово – осень.
Мы видим два слова, но не знаем, где эта осень, кто её видит и при каких
условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет
информацию об этой осени. Каждый читатель представляет своё.
Предложение.
Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит
из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся
смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической
основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
Побудительные предложения
выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию):
приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест,
угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения
различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения
глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения,
побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Невосклицательное | Восклицательное | |
Повествовательное | Мама,Петя приехал. | Мама, Петя приехал! |
Вопросительное | Вы уже уходите? | Как, вы уже уходите?! |
Побудительное | Возвращайся поскорее. | Возвращайся же поскорее! |
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют
те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для
понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения
восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.